Вчера, 20 апреля, состоялись публичные слушания проекта предельного уровня тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам от АО «Интергаз Центральная Азия» до 2020 года. Монополия намеревалась навязать потребителям газа 11-кратный прирост тарифа, что гарантировало бы ей к 2020 году почти 1 трлн тенге выручки. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) заявку отклонил в связи отсутствием подтверждающих документов товарно-транспортных работ.
Напомним, в прошлом номере «Къ» (см. материал в газете «Рокировка на трубе», на сайте "Газовый аппетит") рассказывал о тарифной заявке от АО «Интергаз Центральная Азия», в которой предполагалось более чем в 11 раз увеличить тариф на транспортировку голубого топлива по магистральным газопроводам до 2020 года.
Как и предполагалось, в ходе общественных слушаний информация об 11-кратном росте подтвердилась. Однако аргументы, представленные монополией на суд общественности в качестве обоснования инвестпрограммы, мягко говоря, выглядели сырыми. Чего стоит описание причин, по которым она была инициирована.
«Наша инвестиционная программа разработана с учетом предписания Главной транспортной прокуратуры и Комитета национальной безопасности о необходимости проведения внутритрубной диагностики и ремонтных работ общей протяженностью 920 км. По нашим подсчетам, на это потребуется 300 млрд тенге», – рассказывает заместитель генерального директора АО «Интергаз Центральная Азия» Руслан Сагымбеков.
По его словам, основная часть активов была введена в эксплуатацию более 30 лет назад и на сегодня имеет большую степень износа – 30%. Более того, в качестве обоснования указывается полное прекращение транзита туркменского газа. В плане на 2016 год эта статья доходов отсутствует.
К слову, в 2015 году объем транзита газа из Туркменистана составил 3,12 млрд м3 газа. План по транзиту узбекского газа в 2016 году установлен на уровне 4 млрд м3 против 3,47 млрд м3 по итогам прошлого года.
Если говорить о стоимости инвестиционной программы, то ее размер до 2020 года, по расчетам компании, составит 142,67 млрд тенге. Цель этих инвестиций – «обеспечение безопасной, надежной, экономичной и непрерывной работы газотранспортной системы Казахстана».
Из них 57,16 млрд тенге пойдет на переизоляцию магистрального газопровода (из них 28,5 млрд запланированы в 2020 году). Также 19,3 млрд тенге планируется направить на строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Но более примечательно то, что еще треть расходов инвестпрограммы или 47,8 млрд тенге, пойдет на «прочие работы». Что входит в эту категорию затрат, представители монополии так и не раскрыли.
В результате АО «Интергаз Центральная Азия» к 2020 году намеревалось за счет роста тарифа обеспечить доходы в размере 916 млрд тенге, из которых 460 млрд тенге (или 50,2%) придется на прибыль компании. И это только за счет транспортировки для потребителей Казахстана.
«Это максимально допустимый уровень прибыли по методике на задействованные активы. Прибыль составляет 20–22%», – пояснил высокомаржинальную природу появления тарифа на транзит г-н Сагымбеков.
Присутствовавшие на слушаниях представители компаний-потребителей были несколько шокированы как размером тарифа, так и его аргументацией. И это без учета размера прибыли в условиях полного отсутствия конкуренции.
«У меня вообще было предложение не проводить эти слушания, поскольку самого предмета обсуждения нет. По тем данным, которые вы представили, тариф непросчитываем. Нет подтверждения заявленных объемов. У вас нет утвержденной программы. Что можно вкладывать в тариф, если инвестиционная программа не утверждена?» – задался вопросом член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Николай Радостовец.
При этом спикер выразил понимание, что компания столкнулась с прекращением транзита туркменского газа, однако рекомендовал обращать внимание на текущую ситуацию в экономике при подаче тарифных заявок.
«В этой связи надо очень хорошо просмотреть инвестпрограмму. Посоветоваться с потребителями на тех или иных участках. Очень непрофессионально подготовлена заявка. Надо поискать резервы. Вы инфраструктура – нельзя претендовать на такие прибыли», – упрекнул г-н Радостовец представителей газотранспортной монополии.
Представитель Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА) Елена Попандопуло обратила внимание на «неуважительное отношение монополии к своим потребителям».
«Мы, как только увидели объявление, написали запрос с просьбой предоставить проект тарифа, причины роста, экономические расчеты. Писали дважды. В ответ нам прислали будущую тарифную смету без указания фактических тарифов. Никаких расчетов нам не дали. Думала, здесь мы их увидим», – выразила недовольство представитель ЕПА.
В слушаниях принимали участие не только представители ассоциаций, но и такие крупные потребители газа, как «Таразский металлургический завод» и «Казфосфат». Они тоже выразили недовольство необоснованностью заявленного тарифа, а также отсутствием желания у монополии вести диалог с крупнейшими потребителями газа в Казахстане.
Под занавес слушаний представители КРЕМиЗК озвучили свое решение по результатам рассмотрения заявки монополии.
«В утверждении инвестпрограммы по транспортировке газа комитетом было отказано в связи с тем, что отсутствовали подтверждающие документы по распределению товарно-транспортных работ. Также по ряду мероприятий не были предоставлены соответствующие материалы, подтверждающие их необходимость», – заявила по итогам встречи представитель антимонопольного ведомства.
При этом заявка компании на утверждение предельного тарифа на хранение газа еще рассматривается, подчеркнули в КРЕМиЗК. «Къ» будет следить за ходом рассмотрения и обсуждения инвестпрограммы газотранспортной монополии.