Последние недели не утихают споры о панамских офшорных счетах политиков, спортсменов и бизнесменов из разных стран мира. Все это выдавалось как скандал или порицаемое обществом нарушение этики и моральных устоев. Однако использование офшоров – это вполне законный способ оптимизации налогообложения при открытии бизнеса, а также сохранения личного капитала.
Напомним, что международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал доклад, который базируется на документах Mossack Fonseca – панамской компании, оказывающей юридические и консультационные услуги офшорам и трастам.
Согласно документам услугами компании воспользовались 12 действующих и бывших мировых лидеров, а также 128 политиков из разных стран мира.
В частности, в список попали премьер-министры Исландии и Великобритании, президент Украины и российские чиновники. В связи с этим скандалом часть политиков подала в отставку, другим до сих пор приходится оправдываться и доказывать легальность происхождения обнаруженных капиталов. Все это стало поводом для того, чтобы еще раз разобраться в том, как действуют офшорные юрисдикции и какова политика Казахстана в этой области.
Слово «офшор» переводится с английского языка как «островной». Офшорами называют малые островные государства с льготным или низким налогообложением. Некоторые карликовые государства также предлагают льготное налогообложение для своих резидентов. Они тоже иногда признается офшорами. Известны такие государства-полисы, как Лихтенштейн, Люксембург и Андорра. Самыми известными классическими офшорами являются Сейшельские Острова, Джерси, Каймановы Острова.
Льготное налогообложение подразумевает, что доходы юридических лиц – резидентов офшорных стран не облагаются подоходным или иными налогами. Такие государства существуют за счет небольших гербовых сборов.
Льготное налогообложение
В начале 1950-х годов в США начался бум, когда многие бизнесмены и компании регистрировали свои компании в штате Делавэр, так как там было очень удобное и эффективное корпоративное право. Но в штате Делавэр были относительно высокие налоги на доходы юридических лиц. Кроме того, тогда еще не существовало конвенций об избежании двойного налогообложения. Американские юридические фирмы начали предлагать решения. Одним из таких решений была налоговая оптимизация через создание компаний-резидентов в налоговом раю (tax heaven), то есть в офшорах. Американские компании и бизнесмены начали создавать компании в офшорах и передавать им активы, чтобы снизить налогообложение дивидендов для конечных акционеров или бенефициаров. Такие офшорные компании стали холдингами.
Исторически у казахстанских бизнесменов очень популярны Британские Виргинские Острова. Иногда используют Каймановы Острова, Гонконг, Сингапур. Последнее время стали популярны свободные зоны ОАЭ. К примеру, все рабочие компании в Казахстане платят налоги, а дивиденды отправляют своим акционерам – офшорным компаниям. Однако казахстанское налоговое законодательство имеет относительно низкое налогообложение для торговых, сервисных и производственных компаний, а дивиденды для физических лиц иногда подлежат освобождению от налогов в Казахстане. Поэтому офшорные компании иногда проигрывают по налоговой эффективности казахстанскому налоговому режиму. Любые платежи из Казахстана в пользу офшорных компаний будут облагаться налогами и удерживаться в бюджет по ставке 20% от суммы отправляемого платежа в пользу офшорной компании, за исключением ОАЭ и Люксембурга, так как с этими странами у Казахстана имеется конвенция об избежании двойного налогообложения.
Защита права собственности
Другой особенностью офшорных юрисдикций является правовая система, которая, безусловно, признает право собственности. То есть у собственника нет риска, что его собственность, акции или денежные накопления конфискуют по требованию государственного органа этой офшорной страны. В таких юрисдикциях характерно верховенство закона и независимость судебной системы, что значительно гарантирует защиту прав собственности. То есть у офшорной компании никто не будет национализировать или забирать ее активы. Большинство офшорных юрисдикций – это бывшие британские колонии и острова США. То есть в таких юрисдикциях распространено англосаксонское право со всеми необходимыми атрибутами, такими как трасты, номинальные акционеры, номинальные директора.
Конфиденциальность и приватность
Офшоры предлагают такую вещь, как конфиденциальность через трасты или номинальных акционеров. Дело в том, что организованная преступность тоже стала использовать офшоры для сокрытия доходов, отмывания денег, добытых преступным путем. Тем не менее в 1970-х годах были приняты и разработаны правовые механизмы, которые направлены борьбу с отмыванием денег, добытых преступным путем. Многие иностранные банки и частные регистраторы компаний в офшорах просят раскрыть им имена настоящих акционеров, подтвердить их адреса и законность происхождения доходов или благосостояния.
В Казахстане существуют разные законы и правила, направленные на борьбу с отмыванием денег, добытых преступным путем. Кроме того, в 2020 году ожидается, что Казахстан перейдет к всеобщему декларированию имущества и доходов физических лиц.
Правовая защита инвестиций
Страны с льготным налогообложением не имеют соглашений с Казахстаном по защите инвестиций. Если ваш бизнес большой или значительный для Казахстана, то желательно такой бизнес защитить с помощью той юрисдикции, с которой у Казахстана имеются соглашения о защите инвестиций. Как правило, это соглашения с развитыми странами, как США, Великобритания, Германия, Франция, Голландия.
Легкость ведения бизнеса
Еще одним преимуществом офшорных юрисдикций является легкость ведения бизнеса в этих странах. Практически во многих офшорных странах нет валютного законодательства, очень упрощенное законодательство в области лицензирования и разрешений, одновременно привлекательное законодательство в области контрактного и корпоративного права.
Страдает ли Казахстан от офшоров?
Казахстан не страдает от офшоров, так как налоговые режимы практически равноценны для конечных бенефициаров. Бегство капиталов из Казахстана может иметь несколько причин. Первая – Казахстан, вероятно, страдает от недоверия к правовой системе и судам, которые зависимы от политических установок.
Вторая – есть желание некоторых лиц вывести и укрыть незаконные или преступные доходы на офшорных счетах своих компаний. В целом запрещать все сделки и валютные транзакции с офшорами нельзя, так как это будет нарушать и ограничивать экономические свободы всех граждан Казахстана.
Третья причина, возможно, в том, что инвесторы не хотят хранить капитал в одном месте, то есть в Казахстане, и нужна диверсификация рисков. В этой ситуации Казахстан не страдает, так как этот капитал принадлежит гражданам Казахстана, которые хранят свои сбережения вне Казахстана. Нужно отметить, что офшоры не представляют какой-либо угрозы для Казахстана.
Есть ли деофшоризация в Казахстане?
Этот вопрос нужно переформулировать. Что делает Казахстан по повышению своей инвестиционной привлекательности как страны? Ведь офшоры обладают высокой инвестиционной привлекательностью, и Казахстан должен конкурировать за иностранные инвестиции.
Казахстан в этом году привлек заем у международных организаций на реформирование судебно-правовой системы. Скорее всего, Казахстан делает небольшие усилия, чтобы увеличить доверие к судебной системе. Есть также инициативы по созданию отдельного суда для международного финансового центра «Астана» (МФЦА).
В отличие от судебно-административной правовая система Казахстана быстро развивается благодаря рейтингам Doing Business и рекомендациям Всемирного банка правительству Казахстана. Это действительно повышает инвестиционную привлекательность Казахстана.
Также некоторые бизнесмены еще в прошлом году начали подготовку в свете предстоящего перехода Казахстана к всеобщему декларированию доходов физических лиц в 2020 году. То есть они избавляются от офшорных компаний, легализуют свои сбережения, выстраивают понятные и прозрачные компании.
Экономическая свобода
Казахстан сравнительно недавно обрел экономическую свободу. Эта свобода выражается в том, что граждане и юридические лица вправе вести любую коммерческую или производственную деятельность, кроме запрещенной законом. Граждане Казахстана пользуются всеми правами и свободами, которые гарантированы Конституцией. То есть мы вправе приобретать недвижимость в Казахстане и за его пределами, покупать любую валюту, осуществлять валютные операции из Казахстана и обратно, открывать банковские счета и хранить деньги в зарубежных банках, учреждать иностранные компании, покупать акции иностранных компаний, иностранные ценные бумаги. Если эти свободы и права будут ограничены, тогда это будет нарушением права собственности. Право собственности предполагает полную свободу в распоряжении вещью.
Для повышения инвестиционной привлекательности страны правительству нужно работать над институциональными реформами, чтобы повысить доверие к судебной и административной системам.