Стоит ли банкам опасаться валютного набега

Опубликовано
Традиционная лояльность вкладчиков к банковской системе и стабильность депозитной базы, которая обычно проявлялась даже в кризисные времена, на сей раз не выглядят безусловными, учитывая снижение рейтинов и ослабление силы многих банковских брендов в последние годы.

Тема рисков, связанных с возможностью массового изъятия депозитов, традиционно остается одной из в значительной степени табуированных, поскольку вероятность этого традиционно оценивается как невысокая, но чревата возникновением нервозности на рынке и реализацией эффекта самосбывающихся пророчеств.

По оценкам, высказанным управляющим партнером Tengri Partners Ануаром Ушбаевым, в нынешней ситуации очень высокой долларизации депозитов «набег вкладчиков», в ходе которого была бы снята значительная часть именно валютных депозитов, был бы особенно неприятен. Об этом он заявил во время международной конференции по риск-менеджменту 14 апреля в Алматы.

По его мнению, в отличие от ситуации с депозитами в тенге, когда поддержка легко могла бы быть оказана предоставлением тенговой ликвидности в любом необходимом объеме, возможности Нацбанка купировать отток валютных вкладов ограничены объемом ЗВР.

Спикер отметил, что они составляют в настоящий момент примерно $28,5 млрд и возможности регулятора тратить резервы ограничены принципом о том, что их необходимо держать их на уровне не меньше стоимости шести месяцев импорта, составляющей в настоящий момент $18 млрд. Массовое снятие депозитов может произойти в результате действия как спекулятивных, так и фундаментальных факторов. Нацбанк, по словам г-на Ушбаева, не оценивал ситуацию возникновения нетривиального риска, связанного с «набегом» валютных вкладчиков.

Есть ли тренд на дедолларизацию?

В Нацбанке, куда обратился «Къ», по поводу риска снятия валютных депозитов готовят ответ, но «физически не успевают» к моменту сдачи материала.

Уровень долларизации в рознице вырос до 80% в январе. (Небольшое снижение доли валютных кредитов, отмечаемое статистикой в феврале, кстати, не воспринимается г-ном Ушбаевым как начало тренда на дедолларизацию. По его оценкам, речь идет об изъятии вкладов на текущие нужды и о небольшой переоценке в результате укрепления тенге.)

Традиционная лояльность вкладчиков к банковской системе и стабильность депозитной базы, которая обычно проявлялась даже в кризисные времена, на сей раз не выглядят безусловными, учитывая снижение рейтинов и ослабление силы многих банковских брендов в последние годы. Возможность массового оттока депозитов трудно полностью исключать после провокационной SMS-рассылки в феврале 2014 года. Тогда отток затронул только три банка, упомянутых в тех сообщениях: ЦентрКредит, kaspi и Альянс Банк, и в результате их розничные депозиты снизились на 169 млрд тенге. Банкам была оказана поддержка со стороны акционеров. Отток происходил в результате действия спекулятивных факторов, кроме того, на ситуацию, несомненно, влиял кризис доверия после осуществленной накануне неожиданной девальвации.

Сумма гарантий по депозитам на конец прошлого года – 2,8 трлн тенге

При этом в Казахстане один из самых высоких уровней гарантий по депозитам, недавно он увеличен до 10 млн тенге по тенговым депозитам и остается на уровне 5 млн – по валютным. Под действие гарантий не попадает примерно 2% срочных тенговых счетов и 2,3% валютных счетов. По суммам на этих счетах, однако, ситуация принципиально иная.

В опубликованном Фондом гарантирования депозитов аналитическом отчете по состоянию на конец 2014 года отмечается, что на 1 января 2016 года совокупная сумма гарантийного возмещения по депозитам физических лиц в банках – участниках системы гарантирования депозитов, подлежащая выплате фондом, составляет 2,8 трлн тенге. Специальный резерв на отчетную дату – 270,1 млрд тенге без учета средств уставного капитала фонда.

В случае необходимости Фонд гарантирования депозитов по решению акционера (которым является Нацбанк) может использовать до 70% уставного капитала для пополнения дефицита специального резерва фонда, который в этом случае достигнет 377,5 млрд тенге, или 13,4% от совокупной суммы гарантийного возмещения и 5,5% от общего депозитного портфеля в банках. В кризисной ситуации поведение депозиторов, размер депозитов которых в валюте не превышает аналог 5 млн тенге, а по тенговым депозитам – 10 млн тенге, должно быть по всем правилам менее стрессовым. В обзоре фонда также отмечается, что вклады и в валюте, и в тенге свыше 15 млн составили 3,96 трлн тенге, или 57,6% от общей депозитной базы физических лиц.

Любопытной выглядит также статистика по наиболее крупным депозитам. Валютные депозиты, превышающие аналог 15 млн тенге, составили на 1 января этого года 3,83 трлн тенге или 72,9% от всех срочных валютных депозитов. В банках открыто 37 930 таких счетов. В четвертом квартале прошлого года крупные валютные депозиты выросли несколько быстрее, чем срочные валютные депозиты в целом, на 22,2% против 19,7%. Кроме того, в статистике отдельной строкой приводится размер срочных депозитов руководящих работников и акционеров, владеющих более чем 5% акций банков, и их близких родственников. В банковской системе 2 142 таких счета на аналог 517,8 млрд тенге.

Статистика

По данным Национального банка, на конец февраля из 6,925 трлн тенге депозитов физических лиц – 5,399 трлн тенге – валютные депозиты, а 1,526 трлн тенге — депозиты в национальной валюте. Доля тенговых розничных депозитов увеличилась по итогам февраля до 22% с уровня в 19, 87% на конец января.

Читайте также