Нурсултан Назарбаев поручил создать Министерство информации и коммуникаций после прошедших по всей стране митингов из-за вносимых поправок в Земельный кодекс. В настоящее время всем сторонам стало понятно, что правительство просто не справилось с существовавшим информационным полем, тогда как ранее не сумело его грамотно организовать. Новое ведомство, в том числе, усилит контроль над СМИ и соцсетями, что уже вызвало опасение создания карательного органа. В свое время по этому пути пошла Россия, установив жесткий контроль за новостями для внутренней аудитории.
Нурсултан Назарбаев в ходе расширенного совещания правительства в четверг затронул вопрос информационной политики, отметив, что в настоящее время данные функции находятся в непрофильных министерствах.
«В Правительстве никто не координирует эту отрасль, не контролирует средства, которые государство выделяет на информационную работу. Поэтому для преодоления текущих информационных вызовов, эффективного сопровождения реформ поручаю создать уполномоченный государственный орган — Министерство информации и коммуникаций», — сказал глава государства.
Предполагается, что ведомство возьмет на себя ряд задач, а именно мониторинг информационного пространства, включая социальные сети. Будет изучать общественное мнение по наиболее актуальным проблемам, и прогнозировать ожидания населения. Конечно же, формировать государственную информационную политику и координировать правильную активность всех государственных органов. К тому же новое министерство будет отслеживать эффективность государственного информационного заказа и выделенных на это средств.
Но главной задачей будет все же обеспечение информационной безопасности, как в электронном, так и печатном пространстве.
При этом поручено обеспечить новый орган необходимыми ресурсами, выделить средства и передать ему особые полномочия.
В тот же день министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев подал в отставку (на должности с 6 августа 2014 г). Получилось так, что именно его министерство не справилось с правильным разъяснением реформ земельного законодательства, к слову, также как Министерство сельского хозяйства. Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков подал в отставку на день позже, 6 мая.
Митинги начались 24-25 апреля на Западе Казахстана и в течение двух недель прошли по нескольким регионам страны. Причиной являлась информация о намерении властей якобы продавать землю иностранцам, что специально будет узаконено в поправках Земельного кодекса.
К слову, о том, что Казахстан ждут земельные реформы, правительство публично пыталось говорить уже около года. Информация распространялась в основном через подконтрольные СМИ и, как оказалось, не привлекла большого внимания.
Реакция властей на разъяснение принимаемых поправок в условиях уже вспыхнувшего недовольства в текущем году также выглядела запоздалой. При том, что сами СМИ, оперативно освещающие происходящие события, испытывали дефицит в компетентных спикерах со стороны соответствующих министерств.
В настоящее время всем сторонам стало понятно, что правительство просто не справилось с информационным полем, тогда как ранее не сумело его грамотно организовать.
«В правительстве никто не координирует эту отрасль, не контролирует средства, которые государства выделяет на информационную работу. Для преодоления текущих информационных вызовов, эффективного сопровождения пяти реформ, поручаю восстановить и создать уполномоченный орган. Надо исправлять ошибки. Работаем, значит – ошибались», – сказал Нурсултан Назарбаев на прошедшем совещании (цитата на vlast.kz).
Таким образом, было решено опять восстановить ранее уже существовавшее Министерство информации и связи (с 2010 г по 2012г).
«Я думаю, что создание министерства — это вполне логично, потому как определенные вопросы информационной политики фактически были распределены с 2014 г по разным ведомствам, и очень странно, что часть из них попала в Министерство инвестиций и развития. Получается, что за информационную политику никто и не отвечал», — прокомментировал «Къ» директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. По его словам, конечно, у каждого министерства должна быть своя информационная деятельность, которую вновь создаваемое ведомство и будет координировать.
«Понятно, что вторым аспектом деятельности Министерства информации, как раз и будет контроль за СМИ и социальными сетями, с точки зрения того, что многие из них способствовали нагнетанию обстановки в связи с земельным вопросом. Именно по WhatsApp Messenger и некоторым соцплощадкам шло распространение информации о митингах и призывы к поддержке. Но, тем не менее, логичнее все же будет работать над совершенствованием собственной информационной политики с точки зрения подачи новостей, разъяснения ситуаций», — говорит Андрей Чеботарев. Однако, он считает, что акцент все же будет сделан на контроле и запрете.
По словам сотрудника одной из организаций, работающей на правительство в области SMM-поддержки и пожелавший остаться неизвестным, информационное зондирование в интернете властями, конечно, ведется. Как и поддержка нужного «баланса мнений» в комментариях и откликах читателей к материалам в СМИ. По его словам, соцсети больше пока рассматривались в качестве возможности оперативного отслеживания новостей и событий. В частности, именно такие SMM-специалисты в ночь на 29 апреля прошлого года первыми увидели сообщения в сетях о затоплении поселка Алгабас в Алматы и сообщили об этом.
В то же время, известный PR-профессионал и соучредитель Клуба PRшы Сулушаш Магзиева считает, что конкретно в отношении ситуации вокруг земельного кодекса сошлись воедино несколько не связанных между собой факторов — общее ухудшение экономики в силу снижения доходов населения, рост инфляции, две девальвации за два года и так далее.
По ее словам, население, не стремясь разобраться в тонкостях новшеств в кодексе, услышав слова «земля», «аренда», «продажа», «нерезидент» и увидев новости о подписании договоров с китайскими сельскохозяйственными компаниями, сделало вывод – «Ребята, они (власти) хотят продать нашу землю». И получилось то, что получилось. «А поправки, в целом, правильные, но нужно все лазейки в законодательстве перепроверить и убрать, на них указывали профессионалы, в том числе и в соцсетях», — говорит она.
Касательно создания нового министерства Сулушаш Магзиева считает, что это уже давно назревшая необходимость, и она обострилась в связи с новой ситуацией, когда нефть перестала приносить сверхдоходы. К тому же, население, возможно, утомилось от одностороннего общения с властями, когда власть только информировала о своих действиях, но не поясняла, почему и зачем это все делается.
«Поэтому, надеюсь, новое министерство станет гарантом равного двустороннего диалога и взаимопонимания между населением и властью, а не карательным органом. В новой реальности, ни соцсети не запретить, ни население не заткнуть. Необходимо выстраивать профессиональные коммуникации, а также создавать идеологию, способную объединить нашу нацию (население Казахстана), у нас должна быть внятная национальная идея. Кто мы, казахстанцы, к чему мы идём и как мы идём к нашей общей цели. Мы в 30ке ОЭСР — это критерий успеха, а не национальная идея. Национальная идея — это «Страна равных возможностей» — США, «Сохраняйте спокойствие и продолжайте работать» — Великобритании, «Нам будет сложно, нашим детям будет проще» — Сингапура», — поделилась Сулушаш Магзиева в разговоре с «Къ».
По ее словам, от правительства часто в прессу уходят выдержки из официальных документов, написанные, естественно, в высшей степени канцелярским формальным языком. Но население в большинстве этот язык не понимает. А вот этот момент, за редким исключением, игнорируется.
Нужно отметить, что в «век информации» недооценивать силу распространения новостей и мнений для властей становится довольно опасно. Российский Кремль заметно усилил свое влияние на СМИ после информационной войны августа 2008 года, которая шла вокруг конфликта в Южной Осетии. Тогда, на первом этапе, новости иностранной прессы о том, что Москва инициировала вооруженный конфликт с Грузией значительно доминировали, и российская пресса среагировала заметно позднее отчитываясь, что нападение на Осетию было совершено грузинской стороной.
Активизация Кремля по жесткому контролю за новостями для внутренней аудитории позволяет в настоящее время, в том числе, манипулировать информационной картиной в некоторых стратегически значимых соседних странах, включая страны Центральной Азии.