На прошлой неделе американская ФРС опубликовала протоколы своего апрельского заседания. Публикация произвела впечатление на рынки скорректировав цены на нефть и укрепив доллар по отношению к евро и сырьевым валютам. Пока сложно говорить о масштабном изменении тренда, что может произойти в случае принятия в июне американским регулятором решения о повышении базовой ставки. Основное содержание протокола, как раз в том, что рынки опрометчиво недооценивают эту возможность.
После публикации рыночные ожидания в отношении повышения ставки в июне подскочили до 34%, тогда как еще в начале текущей недели вероятность составляла лишь 4%. Смысл комментариев аналитиков, сводится к тому, что внутренняя американская макроэкономическеая статистика, связанная с ростом уровня инфляции, розничными продажами промышленным производством и уровнем занятости выглядит довольно благоприятно. Замедление позитивной динамики в начале года может восприниматься как действие сезонных факторов, не дающих оснований для смягчения планов.
Раньше в качестве главного внешнего риска, неизменно упоминалась возможность ухудшения китайской экономики, теперь возможность того, что большинство британцев проголосует за выход из ЕС. Один из спикеров ФРС Джефри Лэкер, отметил, что в связи с проведением референдума сроки повышения ставки могут быть сдвинуты на месяц и перенесены на июль.
Реакция тенге
Тенге среагировал на коррекцию цен на нефть и укрепление доллара по отношению к большинству валют на первой же биржевой сессии после публикации протоколов ослабев на 5 процентных пунктов до уровня в 334,89 тенге при очень небольших объемах рынка. Наследующих двух сессиях курс практически не менялся, что могло быть связано как с вмешательством Нацбанка, так и с отсутствием определенности относительно того меняется ли фундаментальный тренд.
Необходимость каких-либо изменений связанных с подходами Нацбанка, далеко не очевидна, также как ограничен инструментарий реагирования. Ближайшее заседание Нацбанка по базовой ставке назначено на 6 июня и теоретически возможность ужесточения политики ФРС и влияние на цены на нефть могли бы стать основанием если не для повышения ставки то по крайней мере для паузы в дальнейшем процессе снижения. Эксперты, комментировавшие ситуацию по просьбе «Къ», не видят предпосылок для какой-то быстрой реакции со стороны казахстанского регулятора.
Монетарная политика Нацбанка может зависеть скорее от цен на нефть и курса рубля
По мнению исполнительного директора, члена правления компании Асыл – Инвест Нурлана Рахимбаева, хотя в настоящее время ожидания относительно повышения ставки ФРС уже в июне быстро растут, вероятность этого события на данный момент составляет всего 30%. Поводом для роста числа экономистов ожидающих роста ставок стали недавно вышедшие данные США по инфляции, показавшие ее значительный прирост в апреле текущего года. До выхода статистики вероятность события оценивалась довольно низко.
Следует отметить, что в первом квартале риторика главы ФРС по части монетарной политики была «голубиной». В марте текущего года глава ФРС поставила под сомнение необходимость четырех повышений ставок в этом году, отметив низкие темпы инфляции и слабый рост заработных плат. Кроме того, были отмечены негативные тенденции в экономике Китая и чрезмерное укрепление американского доллара. В итоге, в этом году по базовому сценарию, ФРС повысит ставку только два раза. Это событие уже привело к ослаблению американского доллара, росту цен на нефть и рынка акций.
На наш взгляд, ФРС вряд ли откажется от своей позиции по итогам июньского заседания, так как апрельские данные по инфляции должны быть подтверждены еще не однократно в последующие месяцы. Также необходим более сильный рост заработных плат в США, чего еще в регулярной статистике не отмечено. Также остаются на повестке дня риски по экономике Китая, и все еще сильные позиции американского доллара. Заявления главы ФРС оказали некоторое давление на доллар, в период с начала текущего года, но, мы полагаем, что этого мало.
В связи с этим, мы думаем, что текущий рост ожиданий о том, что ставка в июне может быть повышена, будет оказывать некоторое давление на рынок нефти до июньского заседания ФРС. Вероятно, падение цен на нефть марки Brent в район $44-43 за баррель. Более сильного падения мы пока не ожидаем.
Монетарная политика Нацбанка РК будет меняться в зависимости от движения цен на нефть. Но не думаем, что возможная коррекция повлияет на текущую политику.
В свою очередь директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов сказал, что в его восприятии политика Нацбанка совершенно прозрачна, понятна и разумна. Влияние ФРС не столь важно. Большее значение имеет на самом деле курс рубля. Как рубль будет реагировать на внешнюю ситуацию, так будет реагировать и тенге. Другое дело, что если бы тенге был бы ослаблен по отношению к рублю сильнее, могло не быть такой корреляции. Если бы в последние месяцы, напротив было бы допущено более сильное укрепление тенге , это было бы вредно для экономики.
По мнению г-на Кусаинова, «наверное, ставки ФРС будут влиять на нефть и на рубль и мы будем испытывать это через них. Но если реализовать политику роста конкурентоспособности экономики, то это воздействие уйдет».