Обосновано ли обвинение Тулешова в попытке госпереворота?

Опубликовано
С точки зрения технического подхода, сложно представить захват власти в Казахстане «снизу», организуя митинги и акции протеста

6 июня Комитет национальной безопасности (КНБ) РК обвинил бизнесмена Тохтара Тулешова в организации митингов, связанных с земельной реформой с целью государственного переворота. «Къ» попытался разобраться, обладал ли бизнесмен соответствующими ресурсами. Политологи, в свою очередь, указали на недостаток предоставленной спецслужбой доказательной базы.

«Следствие располагает данными, что господин Тулешов ранее вел подготовительную работу, а с прошлого года предпринимал конкретные шаги по подготовке к насильственному захвату власти. План его действий предусматривал дестабилизацию обстановки в стране путем создания очагов напряженности, организации акций протеста и массовых беспорядков», – заявил в понедельник на брифинге в Генеральной прокуратуре представитель КНБ РК Руслан Карасев.

Более того, как добавили в спецслужбе, по этому делу были задержаны и водворены в СИЗО ряд предполагаемых сообщников бизнесмена. В их числе экс-замгенпрокурора РК Ильяс Бахтыбаев, экс-начальник ДВД по Южно-Казахстанской области (ЮКО) Хибратулла Доскалиев, экс-замначальник ДВД по ЮКО Сакен Айтбеков, а также командиры войсковых частей 35748 и 55653 регионального командования «Юг» Министерства обороны – Бекзат Жумин и Кайрат Пернебаев.

Активы и ресурсы Тулешова

Напомним, что арест Тохтара Тулешова состоялся 30 января текущего года в Шымкенте при поддержке спецназа МВД РК.

«1 февраля 2016 г. районным судом № 2 Алматинского района г. Астаны рассмотрено ходатайство органа о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении Тулешова Т.Д., подозреваемого в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных ст.297 ч.3, п.3, 266 ч.3 УК РК», – сообщила позднее пресс-служба суда.

Согласно Уголовному кодексу, речь соответственно идет о «незаконном изготовлении, переработке, приобретении, хранении, перевозке в целях сбыта, пересылке либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов», а также «финансировании деятельности преступной группы, а равно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования».

На момент задержания за бизнесменом значился лишь один бизнес-актив – ТОО «Шымкентпиво». Причем, имущественный комплекс пивоваренного завода был также сразу арестован. Более того, 29 марта на сайте единой электронной торговой площадки (eauc.kz) актив был выставлен на продажу (лот № 7287).

Заявленная стоимость актива – более 27,9 млрд тенге. Взыскателем значится АО «АТФ Банк». Как выяснилось, бизнесмен с 2011 года перестал обслуживать заем банка на общую сумму более 202 млн долларов. Причем, возобновление уголовного дела произошло 5 октября 2014 года – после покупки банка Галымжаном Есеновым (в 2013 году – прим. «Къ»), зятем экс-акима Алматы и президента АО «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжана Есимова. Назначенные на 12 апреля торги не состоялись.

Сам пивоваренный завод сложно назвать весомым активом. Объем производства напитков в Казахстане по итогам 2015 года в денежном выражении составлял 225,5 млрд тенге. В эту сумму входила в основном стоимость 1,12 млрд литров безалкогольных напитков, 605,8 млн литров минеральной и негазированной воды, 473 млн литров пива, а также более 60 млн литров водки, вина и коньяка.

По данным Комитета по статистике РК, в 2015 году в Казахстане произведено 468,2 млн литра пива. Из них доля продукции, произведенной в ЮКО – 30,06 млн литра. В регионе производством пива занимается 6 предприятий, из которых 5 маломощные. Основной и крупный производитель солодового напитка – ТОО «Шымкентпиво».

Соответственно доля предприятия на пивном рынке в натуральном выражении не может превышать 6,4%. А с учетом наличия и других производителей пива в регионе, реальная доля ТОО на пивном рынке и того меньше.

Картинка пока не складывается

С точки зрения технического подхода, сложно представить захват власти в Казахстане «снизу», имея ввиду организацию митингов и акции протеста, рассказывает «Къ» политолог Досым Сатпаев.

«Если посмотреть список задержанных чиновников, среди них нет ни одного влиятельного теневого игрока, представляющего высшую элиту Казахстана. Можно, конечно, попытаться захватить власть на уровне региона, но что делать дальше? Пока с точки зрения обвинения я не вижу логики дальнейших действий того самого Тохтара Тулешова по реализации этого сценария. Организовать митинги, акции протеста можно. Но как это может привести к захвату власти и где? Я пока вижу, что есть разбросанные пазлы, но мы пока не сложили общую картинку», – считает эксперт.

Основная часть казахстанской элиты сконцентрирована вокруг президента, продолжает собеседник, а значит, рассчитывать на быструю силовую смену власти «снизу» по-детски наивно. Возможно, бизнесмен пытался нарастить себе политическую силу на будущее, готовясь к некоему «транзиту» власти, допускает Досым Сатпаев.

«Таких, как он, которые также копят силы, создают свои маленькие армии, по Казахстану много. Эти люди больше готовятся к транзиту власти. К моменту ухода действующего главы государства, когда, по их мнению, наступит некий вакуум силы. И эти приготовления идут либо для защиты своей собственности, либо для борьбы за власть. Многие представители элиты готовятся к борьбе за власть. Но не в действующей системе, а в будущем, когда транзит произойдет. И тогда, возможно, они покажут свои зубки, влияние и так далее», – подчеркнул политолог.

При этом эксперт не стал исключать и геополитическую подоплеку дела. К слову, в биографии бизнесмена есть упоминание о пребывании им на должности советника Верховного атамана Союза казачьих общественных объединений Казахстана по укреплению союзнических отношений с Россией, а также советника и полномочного представителя РОО «Русская община Казахстана».

«Не секрет, что он был взаимосвязан с российскими структурами. Если он везде себя позиционировал как сторонника пророссийской ориентации и тесной интеграции Казахстана с Россией, то можно допустить, что за его спиной могли стоять и российские интересы. Возникает резонный вопрос: какой интерес проводить дестабилизацию против нынешней власти? Или же это опасения, что с уходом Назарбаева ситуация будет хуже. Много вопросов. И то, что нам дали – сухая обвинительная справка задержания. В ней очень много скрытых моментов, ответы на которые мы еще не получили», – подытожил Досым Сатпаев.

Половина правды

Несколько иного мнения придерживается политолог, автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев. По его мнению, наличие российского интереса и больших связей бизнесмена с высокопоставленными людьми из России минимальна.

«Россия страна большая, и в ее руководстве люди достаточно вменяемые. Делать ставку на «пивного короля» из Шымкента было бы достаточно нелепо. Что касается регалий [указывающих на возможные связи с РФ], то я бы хотел отметить – их легко приобрести. Российская прокуратура несколько лет назад приостановила деятельность одной такой «академии», которая за определенное вознаграждение выдавала ордена «Андропова», «Столыпина» и так далее вплоть до «Петра I». Такие организации есть в Казахстане. Это больше пиар-игры для тех, кто любит обвешиваться титулатурой. Рассматривать это как связь со спецслужбами, думаю, не стоит», – поясняет собеседник.

Политолог ставит под сомнение финансовое состояние бизнесмена, и его возможность спонсировать столь полномасштабные события, тем более, находясь в заключении. Однако с учетом развития современных технологий, нельзя сбрасывать со счетов причастность к организационным моментам.

«Митинги, которые были в апреле и 21 мая показали, что, безусловно, присутствовала определенная организованность. Это не отменяет провала в части разъяснительной работы и предотвращения подобных мероприятий. Но говорить сейчас о том, насколько Тулешов подходил на эту роль, на мой взгляд, пока рано. Мы видели заявление [КНБ], но нужно больше фактов», – подчеркивает г-н Ашимбаев.

Если брать организационную часть митингов и массовых беспорядков, продолжает политолог, то в стране есть потенциально три группы, способные пойти на это: политические и религиозные экстремисты, а также криминал.

«Говоря про религиозный экстремизм, мы знаем, что они присутствуют в каждом регионе и всевозможных оттенках. Второе, мы рассматриваем криминал. Во многих беспорядках, которые у нас имели место на национальной почве, очень сильной была криминальная составляющая. Где- то проявлялась этническая преступность. Третье – политический экстремизм. В последнее время мы видим, идет достаточно активное воздействие с целью создания в Казахстане устойчивых групп, которые могли бы в тех или иных интересах оказывать давление на власть. И многие наши оппозиционные структуры и СМИ, которые периодически финансировались как зарубежными правительственными структурами, так и беглыми олигархами. Цель – давление на власть и провокация массовых беспорядков. Они фигурируют во многих массовых беспорядках, где присутствует социальный протест и ошибки власти. И стараются направить ситуацию в свое русло», – вдается в детали Данияр Ашимбаев.

«Та ответственность, которая перекладывается на Тулешова – половина правды. Ситуация во многом спровоцирована и самой властью. Но то, что к этому процессу подключились и стояли рядом разные группы – отрицать нельзя», – резюмировал политолог.

Читайте также