Отбор кандидатов является серьезным и креативным процессом. Ярким примером служит практика постановки «необычных» вопросов на собеседованиях.
Согласно исследованиям Glassdoor, в 2016 году компания Topshop заняла первое место в британском рейтинге «Топ – 10 сложнейших вопросов при собеседовании на 2016 год», задавая потенциальным сотрудникам следующий вопрос: «Какой магической силой вы бы хотели обладать?» В то время, как в США лидером среди оригинальных вопросов стала компания, занимающаяся производством космических ракет Space Exploration Technologies. У проходивших собеседование кандидатов на позицию специалиста по разработке двигателей спрашивали: «Когда хот-дог (при нагревании) расширяется, в каком направлении он рассекается и почему?».
Главной целью использования необычных вопросов на собеседовании является не сам ответ, а именно критическое мышление и подход к решению поставленной задачи, как и личные качества кандидата. В Казахстане HR-специалисты и руководители «вопросы-кейсы» задают, как и в международных, так и в местных компаниях.
К примеру, специалист по подбору персонала компании «Делойт» Александра Пак узнает у потенциальных сотрудников следующее: «Что вы выберете: быть самым лучшим на работе, но при этом находиться в недружелюбном коллективе или, наоборот, быть рядовым сотрудником и пользоваться популярностью у коллектива?» Неожиданные вопросы задаются с целью оценить поведение кандидата в непривычной или стрессовой для него ситуации, проверить его находчивость. «Как правило, человек забывает все подготовленные и отточенные фразы», – добавляет Александра. Вопросы так же как и их использование в целом, могут меняться в зависимости от вакансии.
Генеральный директор БХК «Балхаш Нан» Александр Цой предпочитает задавать каверзные вопросы в тот момент, когда человек при собеседовании раскрывается. Интересно, что при приеме на работу сотрудника женского пола у руководителя всегда возникает «больной» вопрос о её семейном положении и планах деторождения. Для руководителя критично «вкладывать силы и знания» в того кандидата, который через 9 месяцев уйдет в декретный отпуск.
Также Александр Цой проверяет будущих кандидатов на отношение к деньгам. «У меня было на практике, что проверяли кандидата на чистоплотность по отношению к деньгам. При диалоге невзначай открывался портфель с крупными суммами денег, и я наблюдал реакцию. Или открывался сейф, когда оттуда высыпались деньги», – добавляет спикер. Кандидат получал должность, если относился спокойно к деньгам, «как к вещи». Соответственно, потенциальные сотрудники, у которых «расширялись зрачки», и поведение становилось подозрительным, не получали желаемую должность, потому что для компании важно исключать на стадии отбора таких кандидатов, которые впоследствии могут оказаться мошенниками.
Управляющий директор по экономике и развитию АО «АЛСЕКО» Елена Сахарчук задает неожиданные вопросы только в том случае, если необходимо проверить искренность будущего работника фирмы. «Кроме того, если соискатель претендует на вакансию, связанную с активной коммуникативной деятельностью или достаточно тесную работу с заказчиками, такие неожиданные вопросы задаются, чтобы проверить, насколько быстро он найдется с ответом на нестандартный, неожиданный или неприятный вопрос. Иногда неожиданные вопросы задаются для того, чтобы немного расслабить обстановку, ведь собеседование – достаточно серьезный, эмоционально волнующий процесс», – добавляет спикер. Данные вопросы варьируются в зависимости от обстоятельств, личности соискателя и его эмоционального настроя.
Некоторые руководители не задают неожиданные вопросы в силу специфики работы или же личных предпочтений. У генерального директора ОФ «Центр социального анализа и партнерства» Алмы Конаровой ситуаций, когда приходилось спрашивать что-нибудь оригинальное на собеседовании, не было. А президент МА «Великий шелковый путь» Казыбек Маткеримов и вовсе не видит надобности в дополнительных вопросах, не касающихся специализации.