О чем говорят последние перестановки во власти

Опубликовано
Уход экс-главы АП в Парламент является главным кадровым решением, повлекшим за собой остальные по принципу домино

На этой неделе в Казахстане сменился глава Администрации президента (АП), потянув за собой шлейф кадровых перестановок. Одна часть опрошенных «Къ» политологов увидела в этом решении следствие обострения внутриполитической обстановки. Другая – намерение активизировать деятельность нижней палаты Парламента.

21 июня в Казахстане произошли громкие кадровые перестановки. Прежний глава АП Нурлан Нигматулин вернулся на свой прежний пост – спикера Мажилиса Парламента. На его место был назначен ныне экс-аким Астаны Адильбек Джаксыбеков. Кресло градоначальника столицы перешло в руки министру по инвестициям и развитию (МИР) Асету Исекешеву. МИР возглавил экс-министр транспорта Женис Касымбек. Последний, к слову, является сыном бессменного главы канцелярии президента Махмуда Касымбекова.

Перезагрузка нижней палаты

Уход экс-главы АП в Парламент призван укрепить институциональную роль и влияние законодательного органа, считает политолог, автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев. И это главное кадровое решение, повлекшее остальные по принципу домино.

«Основная проблема была в не очень хорошей работе Мажилиса. И по этой причине его усилили [Нурланом] Нигматулиным. Цель – повысить уровень и качество работы палаты, а также активизировать и включить ее в политический процесс. При прежнем руководителе было видно, что депутатский корпус несколько разобщен. Поэтому здесь еще имеет место консолидация пропрезидентского большинства в лице фракции «Нур Отан», – подчеркивает политолог.

«В негласной табели о рангах пост спикера Мажилиса – ниже главы АП», – продолжает собеседник «Къ». При этом он напомнил, что в казахстанской практике вопрос того или иного поста определяется персоной, которая его занимает.

«Нигматулин достаточно успешно провел две электоральные компании. Добился определенных успехов в деле повышения влияния администрации на региональные вопросы. А именно в части усиления контроля над работой акиматов. Поэтому переход на новое место для него ничего не меняет. Он также остается ближайшим соратником президента, имеющим команду и уровень влияния», – отметил Данияр Ашимбаев.

Схожего мнения придерживается и политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. По его мнению, социальное напряжение последних месяцев показало неготовность общества доверять власти, особенно представительной. Поэтому одной из главных его задач на новом посту – возвращение Мажилису и его депутатам доверия со стороны народа.

«Назначение на пост спикера Мажилиса такого тяжеловеса, как Нурлан Нигматулин, вполне логично в текущей общественно-политической ситуации. Тем более, учитывая, что он неоднократно подтвердил свою действенность во время пребывания на руководящих должностях в исполнительной и законодательной власти», – рассказывает «Къ» политолог.

Политолог Эдуард Полетаев со своей стороны также заметил, что требовательный характер экс-главы АП повысит эффективность нижней палаты Парламента.

«В команде президента каждый игрок имеет свое амплуа. Нурлан Нигматулин занимает в ней особое место. Его девизом, как руководителя, является принцип «без сучка и без задоринки». Работая в Карагандинской области, в партии «Нур Отан», в Администрации Президента, Нигматулин повышал КПД, зная, как эффективно коммуницировать с людьми и решать проблемы. Именно поэтому сейчас он направлен в Мажилис. Тем более, что обладая опытом, рационализмом и политическим весом, он уже занимал должность председателя Мажилиса парламента пятого созыва», – отметил эксперт.

Главный недостаток АП это то, что фактически была уничтожена легальная политическая оппозиция и не был избран Парламент, представляющий всю палитру мнений общества, считает политик Амиржан Косанов.

«Де-юре спикер Мажилиса – ключевая конституционная фигура во время смены верховной власти. Конечно, нынешний парламент – жалкое подобие представительной и законодательной власти. Но весьма возможно, что будет определенное усиление парламента. И тогда, конечно, роль спикера возрастет и станет в разы весомее и влиятельнее. Но для этого нужна политическая воля елбасы», – в свою очередь отметил он.

Внутриполитическое обострение

Имеются и диаметрально противоположные оценки кадровых перестановок. По мнению гендиректора Центрально-азиатского фонда развития демократии (ЦФРД) Толганай Умбеталиевой, кадровые перестановки стали результатом ситуационного реагирования на внутриполитические процессы.

«Они продиктованы и земельными протестами, и так называемыми терактами. Конечно, президент был недоволен тем, что пришлось создавать земельную комиссию и откладывать вопрос передачи земли в аренду. Это не входило в планы государства, но ему пришлось пойти на такие решения. Основную ответственность он, соответственно, возложил на АП», – уточняет политолог.

«Причем, – продолжает она, – обострение было вызвано не столько готовностью к самим протестным акциям, сколько репрессивными мерами против журналистов и общественников, что подготовило хорошую почву для роста недовольства населения и трансформации этих настроений в активные действия».

«Уход [Нурлана] Нигматулина в Мажилис – провал внутренней политики, рост нестабильности в стране, с точки зрения интересов власти и вопросов информационной безопасности. Все эти минусы, безусловно, стали основными причинами его отставки. С точки зрения президента, многие внутриполитические риски не были просчитаны хорошо», – констатирует собеседница «Къ».

«Для политика это определенное понижение, поскольку последние 5–6 лет Парламент Казахстана стал негласным местом политической ссылки для аутсайдеров или скамейкой запасных», – замечает г-жа Умбеталиева.

«Статус спикера палаты еще дает ему надежду, что его не совсем списали. Кроме того, это может негативно сказаться и на политическом весе [вице-премьера] Дариги Назарбаевой, в силу того, что Нигматулин уже достаточно давно воспринимается как часть команды дочери президента. Но есть один позитивный момент – теперь он стал публичным политиком и в качестве спикера Мажилиса сможет открыто высказывать свое мнение», – подчеркнула она.

Аналогичного мнения придерживается и другой политолог – Досым Сатпаев.

«Кадровая карусель, которую мы видим, больше связана с текущими проблемами внутри страны. В определенной степени это индикатор того, что им были недовольны. Особенно с учетом тех событий, которые мы наблюдали в Актобе и вокруг митингов по земле. То есть в местах, где АП непосредственно отвечает за вопросы внутренней политики, превентивные меры по работе с протестными настроениями и нейтрализацию конфликтных зон. Этого не произошло – выходит АП не выполнило свою работу», – подчеркнул эксперт.

Политолог акцентирует, что аналогичная ситуация наблюдалась и при других руководителях АП, что говорит о нежизнеспособности этой структуры. «Более того, – продолжает он, – большое влияние на обострение внутриполитической ситуации оказывает правительство, к которому накопилось не меньше претензий».

«В экономическом блоке провалов было не меньше. Более того, все понимают, что рост градуса протестности не в последнюю очередь связан с неэффективной экономической политикой правительства. Все взаимосвязано. Если убирают главу АП, по логике вещей должны произойти определенные кадровые перемены в правительстве», – считает Досым Сатпаев.

Ровный курс

Тем не менее, ждать резких и значимых изменений внутриполитической повестки с приходом Адильбека Джаксыбекова не стоит. Такого мнения придерживается большинство опрошенных «Къ» политологов.

«Я думаю, что намечавшаяся линия противостояния между правительством и администрацией президента несколько сбавится. Некоторая напряженность [между ними] присутствовала. В плане того, что премьер очень ревниво относился к любым попыткам повлиять на его полномочия. Даже если он их не использовал. Администрация пыталась эту ситуацию взять под контроль», – отмечает Данияр Ашимбаев.

«Кадровая рокировка, – продолжает он, – перенесет возможную линию конфликта с взаимоотношений Кабмин-АП на Кабмин-Парламент, «где она была бы более логична и соответствовала политическим задачам». И активизация премьер-министра на медийном поле является одним из наглядных тому подтверждений», – уверен политолог.

«В принципе, сейчас внутренняя политика у нас базируется на очень простых принципах – очистка политического поля от всех игроков, которые находятся вне контроля власти. И активная нейтрализация всех потенциальных конкурентов, которые во время транзита смогут оказать потенциальную угрозу. Речь идет не только об оппозиционных структурах, но и представителях бизнес-структур», – добавил со своей стороны Досым Сатпаев.

Толганай Умбеталиева прогнозирует, что новый глава АП займется проблемами текущей повестки – земельным вопросом и работой с электоратом.

«Для Адильбека Джаксыбекова больше привлекателен закрытый статус, где он достаточно самостоятелен и на многие вещи смотрит как предприниматель. Вероятно, на него будет возлагаться решение земельного вопроса. Открытым остается вопрос: будет ли он продолжать политику Нигматулина – ограничение свободы слова, преследование журналистов и гражданских активистов. Еще одна задача, которая возможно ляжет на главу АП – выстраивание отношений с обществом. Одно дело, когда решались вопросы с политическими оппонентами, другое дело – народ, с которым президент не хотел бы сейчас вступать в конфронтацию», – подчеркивает глава ЦФРД.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что назначение Джаксыбекова главой АП прошло на фоне публичного конфликта с внуком президента – Айсултаном Назарбаевым (11 мая). Спустя несколько дней экс-аким встретился с президентом (16 мая), на котором «доложил о ходе социально-экономического развития города». Примечательно, что после встречи, а именно с 23 по 29 мая, как сообщили «Къ» в акимате города Астаны, аким находился в трудовом отпуске.

«Я думаю, линии конфликта особо не было. Были попытки самопиара со стороны отдельных представителей большой президентской семьи. И которые производили, мягко говоря, больше комическое, нежели серьезное впечатление», – комментирует Данияр Ашимбаев вероятность обострения градуса этого противостояния.

В свою очередь Толганай Умбеталиева также подвергла сомнению способность внука выступить с критикой в адрес Адильбека Джаксыбекова с учетом его нового статуса.

«Одно дело, выступать против акима города, пусть даже и столицы. И другое дело критиковать главу АП. Возможно, «нападения» не будут такими открытыми, но «конфликтовать» будут», – заявила она.

Не видит перспективы значимых перемен во внутриполитическом из-за смены главы АП Политик Амиржан Косанов, отметив, что основной вектор закладывает сам «елбасы».

«Но в какой-то мере влиять на елбасы и его решения он все же будет. Но, повторяю, основной вектор не изменится. Не думаю, что Джаксыбеков будет оппонировать членам семьи елбасы: многие кто вступал на этот путь, жестоко поплатились. Так что, обжегшись на молоке, дуют на воду», – подытожил собеседник «Къ».

Читайте также