Ян Непомнящий – один из самых талантливых российских молодых шахматистов, неоднократный чемпион России, Европы и мира в разных возрастах. На прошедшем недавно в Алматы Кубке Евразии Президента Республики Казахстан по блиц-шахматам он занял второе место.
Помимо шахмат, Ян играет в шахматы с пяти лет, также любит ходить в кино, театры, играть в футбол и тренажерный зал. Болеет за «Спартак» в России, «Барселону» в Испании, «Манчестер Юнайтед» в Англии и за «Ювентус» в Италии. И иногда по несколько дней не садится за шахматную доску.
Несмотря на то, что шахматист с самого начала был одним из фаворитов кубка, первый день турнира получился для него не слишком удачным («Так получилось, что я прилетел ночью накануне, не выспался, и в первый день игра была, мягко говоря, далека от оптимальной»). Однако блиц на то и блиц, что здесь все может измениться в любой момент. Второй день для шахматиста стал более продуктивным и несмотря на то, что, по словам Яна, у него были очень сильные соперники, он отвоевал почетное второе место.
Ян, сейчас шахматы вновь набирают популярность. Где-то даже становятся обязательным предметом школьной программы. Насколько это обоснованно? Многие ли становятся профессиональными шахматистами?
Начиная с определенного уровня, шахматы позволяют вести безбедное существование. Но это должен быть высокий уровень. Быть пятисотым в рейтинге шахматистов не очень здорово. Проще шахматы до какого-то момента воспринимать просто как для развития, а дальше – как пойдет.
А что шахматы дают в реальной жизни?
Есть такое распространенное клише, что шахматы учат определенному шахматному мышлению. Бизнесмены учатся играть в шахматы, чтобы научится мыслить, стратегически просчитывать свои ходы наперед. И в принципе, несмотря на всю заклишированность, это довольно правдоподобно на самом деле. По крайней мере, тип мышления, способ мышления, способ принятия решения все-таки корректируются. Само собой принятие решений в шахматах отличается от принятия решений в жизни, но умение просчитывать какие-то ходы наперед шахматы тренируют.
И многие бизнесмены интересуются шахмататми?
Мне кажется, да. Во всяком случае, сейчас, когда шахматы переживают некий подъем. Не знаю, с чем это связано… Возможно, веяние моды. Но в целом, к примеру, в один из дней Турнира президента в Москве, который я комментировал, проводился турнир среди представителей бизнес-элиты. И очень много людей собралось. Как поиграть, так и посмотреть.
Как думаешь что-то изменилось в шахматах за последние 20-30 лет?
Главным образом все изменения связаны с появлением более мощных компьютеров. Например, Каспаров очень сильно доминировал благодаря тому, что у него была очень хорошая дебютная подготовка. На другом уровне, нежели у большинства шахматистов. Тогда, кстати, многие играли с тетрадками или картотеками. Сейчас сложно представить себе партию без компьютера с многомиллионной базой партий и бесконечным количеством вариантов. То есть теории. И за счет того, что сейчас у многих появился доступ к партиям, средний уровень игроков значительно вырос. Даже шахматист не очень высокого класса, зная ряд базовых вещей, может быстро прогрессировать и показывать хорошую игру.
Анатолий Карпов посетовал, что игра стала более техничной, из нее исчезла фантазия…
Я с этим не соглашусь. Просто сейчас самостоятельная игра начинается несколько позже. То есть раньше, после десяти ходов, позиция была уже совершенно незнакомая, а сейчас можно встретить популярные дебютные варианты, в которых самостоятельная игра начинается ходу к тридцать пятому. Но как бы там ни было, человеческий мозг – это не жесткий диск с огромным количеством информации. Все запомнить невозможно, так что все равно приходится творить. Рано или поздно все равно начинается самостоятельная игра, где есть и фантазия и все прочее.
В шахматах важна логика и разум или же есть элемент удачи, везения?
Удача вообще не бывает лишней. В шахматы же исключительно расчетом и логикой играть сложно. Как писал Пушкин, «проверить алгеброй гармонию» не всегда получается. Часто приходится принимать интуитивные решения. Кстати, особенно ярко это выражено в блице: если ты видишь, что ход хороший, но не можешь его доказать, лучше его все-таки сделать. Времени мало, начнешь считать варианты, попадешь в цейтнот.
Какая из побед вызывает особую гордость?
Я думаю, ее еще нет. Но буду очень рад, если на предстоящей шахматной олимпиаде в Баку наша команда, в составе которой, я надеюсь, окажусь, вернет себе золото.
Ты встречался за шахматной доской с Владимиром Крамником. Чем запомнились эти партии?
С Крамником сначала все шло хорошо, но в прошлом году он меня несколько раз обыграл. Теперь я вынашиваю планы на восстановление «статуса кво».
Что будет после шахмат?
Пока сложно сказать. Я еще не настолько возрастной шахматист и пока планирую играть. В принципе, любой профессиональный шахматист, после того как заканчивает выступать, может начать тренировать. Нельзя исключить и такой вариант. Но прежде чем начинать думать на такие темы, надо стать чемпионом мира.