Начало текущей недели ознаменовалось весьма интересным событием в банковской сфере. Российский банкир, основной владелец Экспобанка Игорь Ким закрыл сделку по покупке «дочки» Королевского Банка Шотландии – RBS в Казахстане.
В информационном сообщении, распространённом СМИ говорится, что главный финрегулятор РК одобрил приобретение Игорем Кимом 100% акций дочернего банка Royal Bank of Scotland (Kazakhstan). Казахстанская «дочка» Royal Bank of Scotland стала первым банком с иностранным участием в стране в 1994 году. Приоритетным направлением деятельности является работа с корпоративными клиентами. На конец 2014 года (последние доступные данные по МСФО) активы банка составляли 71,1 млрд тенге (примерно $230 млн на тот момент).
Известно, что ранее, в апреле текущего года, аналогичная сделка по покупке Королевского банка Шотландии произошла и в РФ. Портфель клиентов приобретённого Игорем Кимом банка (RBS Россия) представлен преимущественно крупными транснациональными иностранными компаниями, занятыми, в основном, в добывающем секторе. «Модель «дочки» RBS примерно такая же, как и у российской», — говорит Игорь Ким. По его словам, сделка была проведена в целях расширения банковского бизнеса. Банкир планирует продолжить работу на площадке RBS в Казахстане «с основным акцентом на корпоративный бизнес». Что вполне понятно, ведь сделав ставку на корпоративных клиентов, банкиры существенно смогут сэкономить на издержках.
Любопытный момент
Согласно отчетности по МСФО RBS (Казахстан) за 2014 год, «дочка» шотландского банка должна была быть продана казахстанскому бизнесмену, владельцу АО «Capital Bank Kazakhstan» Орифджану Шадиеву. В феврале 2015 г правление Нацбанка РК приняло постановление «О выдаче Шадиеву О.К. согласие на приобретение статуса крупного участника АО ДБ «RBS (Kazakhstan)». Однако окончательная сделка так и не состоялась.
Между тем, в ряде российских и казахстанских СМИ появилось мнение аналитиков банковского сектора, высказавшихся об уходе с нашего рынка иностранных игроков. Отечественные СМИ напоминают, что вслед за группой UniCredit, которая продала АТФБанк в 2013 году, в 2014 году Казахстан покинула финансовая группа – HSBC. На российском рынке происходит аналогичный отток. В июне 2009 британская компания International Personal Finance, специализирующаяся на потребительском кредитовании объявила о ликвидации «ИПФ Банк», а крупное американское ипотечное агентство American International Group (AIG) избавилось от российской дочки «АИГ Банк». В 2010-2011 гг выразили свое намерение отказаться от развития российской банковской розницы испанский Santander, скандинавский Swedbank и бельгийская группа KBC. Нидерландский Rabobank тоже Центробанку России полученную банковскую лицензию. Был выставлен на продажу и российский дочерний банк британской финансовой группы Barclays. В прошлом году американский MorganStanley продал 100% долей участия в капитале «Городского ипотечного банка».
В феврале прошлого года RBS также объявил, что уходит из 25 стран Центральной и Восточной Европы, Средней Азии и Африки, в том числе из России. В стратегии группы, как пишет РБК, было сказано, что она сконцентрирует свои ресурсы в тех регионах, где занимает устойчивые лидерские позиции и видит максимальный потенциал для будущего роста. Очевидно, что во многом такая политика банка сопряжена с глобальным экономическим кризисом. Еще лет пять назад, на спасение RBS в Великобритании было потрачено 45 млрд фунтов ($70 млрд) бюджетных средств. RBS, доля государства в котором сейчас составляет 81%, был частично национализирован из-за финансовых затруднений в период недавнего кризиса.
«Банк расплачивается за свои прошлые амбиции стать глобальным инвестиционным игроком. Теперь необходимо принять более радикальные меры, чтобы RBS стал надежной инвестицией для акционеров», — цитировала газета The Wall Street Journal главного исполнительного директора RBS Росса Макьюэна. За прошлый год банк получил убыток в 3,5 млрд фунтов ($5,39 млрд). 2014-й стал седьмым годом подряд, когда RBS терпит миллиардные убытки, сообщало ТАСС. В 2013 году потери банка достигали 9 млрд фунтов (14 млрд долларов). Руководство банка объясняет такие финансовые итоги снижением стоимости своего американского бизнеса Citizens, а также многочисленными штрафами со стороны международных регуляторов.
Однако с точки зрения российских аналитиков, с рынка уходят не самые большие игроки, которые пришли сравнительно недавно и не успели стать значимыми для банковской системы. С точки зрения председателя правления АО «Банк ЦентрКредит» Владислава Ли, уход иностранных банков не является проблемой для Казахстана и объясняется лишь сложившейся конъюнктурой и победой более сильных игроков в сузившемся сегменте корпоративного бизнеса.
Цена сделок при покупке «дочек» RBS не называется. Однако, по мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, «на фоне массового отзыва лицензий работающие в РФ банки сильно подешевели, поэтому цена сделки могла быть небольшой и составить половину капитала». Капитал Королевского банка Шотландии на 1 ноября составил порядка 5,9 млн рублей, соответственно, Экспобанк при покупке мог заплатить примерно 42 млн евро.
Казахстанские аналитики, рассматривая сделку с RBS, тоже высказывают предположение о достаточно большом дисконте, который позволил приобрести «дочку», подержать ее несколько лет, а затем продать достаточно выгодно.
«Вряд ли мы сейчас узнаем цену покупки. Скорее всего, там было достаточно выгодное предложение. Не стоит забывать, что получение лицензий в Казахстане это достаточно сложная процедура. Да и сама лицензия – это уже банковский актив. Поэтому если были сделаны достаточно большие скидки, то, естественно, это могло бы быть интересно со стороны бизнес-стратегии. С другой стороны для краткосрочных и среднесрочных вложений казахстанский банковский рынок довольно сжат и неперспективен. Для маленького рынка у нас очень большая конкуренция и здесь уже представлены три крупных российских игрока, и четвертому российскому банку будет сложно здесь с ними конкурировать. Да и местных банков здесь тоже немало. К тому же сегодня рынок у нас некредитоспособный. Поэтому если стратегически рассматривать данный актив с точки зрения развития банковского сектора, я не вижу здесь какой-то большой выгоды», — предположил в комментариях «Къ» глава «BRB Invest» Галим Хусаинов.
Отдельные аналитики высказывают аналогичное мнение, но полагают, что, возможно, в данной сделке можно увидеть какие-то иные причины, о которых мы просто не знаем. Можно предположить, что за Игорем Кимом стоит некто, кто хотел бы приобрести активы RBS, но также не исключено, что свою роль в покупке шотландской «дочки» сыграл интересный подход к сделкам и слияниям банков самого Игоря Кима, приобретшего в финансовой среде имя поглотителя банков. За 24 года он сумел успешно реализовать более 30 сделок по приобретению и консолидации активов (M&A), с участием как российских, так и зарубежных финансовых институтов. Сам о себе он говорит, что после двух десятков поглощений у него возник профессиональный интерес – сделать первую сделку по слиянию, крупнейшую в России. В конце 1990-х и 2000-х годах владел пакетами и возглавлял несколько банков, в том числе УРСА-банк (в 2006 году появился в результате слияния Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка). В 2008 году УРСА-банк и МДМ приняли решение о слиянии, Ким возглавлял правление новой кредитной организации, но позже продал свой пакет и вышел из руководства МДМ-банка.
В прошлом году Экспобанк, где Игорь Ким обладает 66,6% уставного капитала, купил небольшой региональный банк у АК «АЛРОСА» — Мак-банк (84,66%). В 2014 году он приобрёл 100% акций седьмого по величине банка в Чехии LBBW Bank CZ A.S. у немецкого Landesbank земли Баден-Вюртемберг.на переговоры ушло почти два года. В декабре 2015 года AS Expobank (Латвия), главным акционером которого является Ким (100%), объявил о закрытии сделки по покупке FXCM Securities — британской «дочки» американского форекс-брокера FXCM Inc. Компания была переименована в Walbrook Capital Markets. В конце 2015 года Экспобанк Игоря Кима договорился с RBS о покупке его российской «дочки». 1 апреля 2016 года сделка была закрыта, банк переименован в «Экспофинанс». Российский, латвийский и чешский банки, по словам Кима, являются самостоятельными подразделениями. Казахстанская «дочка» RBS по итогам первого квартала 2016 года, по данным Нацбанка Казахстана, заняла 30-е место по объему активов среди 35 банков страны.