Казахстанские и зарубежные эксперты вновь обсуждали перспективы развития Алматы как «умного города», Smart City, на форуме "Алматы — город, комфортный для жизни и бизнеса". Но если прежде участники подобных дискуссий акцентировали внимание на том, какие технологические решения способны поднять на более высокий уровень развитие городской среды, то на этот раз центр внимания сместился в сторону социального аспекта, который представляется не менее важной составляющей концепции Smart City, ведь город – это прежде всего среда, в которой людям должно быть комфортно жить, а бизнесу – работать.
Место для жизни
«В Алматы есть все, чтобы люди умирали по этому городу. И местные жители, и гости должны иметь возможность свободно поехать в горы и так же свободно вернуться назад. Это часть здешней культуры, и люди должны чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы жить в условиях этой культуры. А специалисты должны рассматривать рост мегаполиса с точки зрения принципов городского планирования», — уверен урбанист, директор компании Gehl Architects Рикардо Марини.
Новые власти Алматы, решив превратить южную столицу в «город для людей», ведут работы по корректировке генплана. Прежний, принятый в 2002 году, не был рассчитан ни на столь стремительный рост численности населения – рубеж в 1,5 млн, обозначенный в прежнем документе, остался позади уже в 2013 году, ни на почти двукратный рост территории, которая в период с 2011 по 2014 год увеличилась до 70,3 тыс га. При этом большая часть новых территорий застраивалась хаотично, во многих присоединенных поселках не хватало дорог, школ и больниц, не были проложены сети водоснабжения и канализации.
Проекты планировки присоединенных территорий предполагают, в первую очередь, развитие социальной инфраструктуры, а также подведение газа и других инженерных сетей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Аукенова, это станет шагом в решении экологических проблем, ведь 12% вредных выбросов в Алматы, по данным последних исследований, генерируют энергоисточники. «Сегодня у 12 000 абонентов, живущих в частном секторе, нет доступа к магистральным линиям газопровода, и эту проблему мы должны решить в течение 5 лет. На текущий год предусмотрено выделение почти 600 млн тенге на газификацию магистральных сетей для 1 000 абонентов. Для жителей тех 2 500 домов в частном секторе, которые не были подключены к существующим магистральным сетям, мы предусмотрели льготные варианты подключения, но для этого пришлось обращаться буквально к каждой компании, работающей в этой области и объяснять, почему это необходимо», — констатировал заместитель главы города.
Историко-архитектурным планом определено центральное ядро города, которое находится в границах проспектов Сейфуллина, Райымбека, реки Малая Алматинка и проспекта Абая. Предполагается, что в этом квадрате, а также в зоне Большой и Малой Станицы, «Татарки» будет вестись жесткий контроль за проведением строительных работ. В центре, в соответствии с проектом архитектора Яна Гейла, появится пешеходная зона, которая будет включать улицы Панфилова и Кабанбай батыра.
В центре внимания современной урбанистики находится здоровье и благополучие людей, и как показывает практика, сегодня, когда глобализация и технологии не замыкают рабочий процесс в четырех стенах, многие граждане выбирают место проживания, руководствуясь не своей принадлежностью к той или иной стране, а собственными представлениями о дружественной (с точки зрения личного комфорта и условий для бизнеса) и безопасной среде обитания, которую ему может предоставить тот или иной мегаполис. По мнению экспертов, для «глобальных граждан» такого рода Алматы может оказаться привлекательным с точки зрения проведения культурного и спортивного досуга, наличия офисной инфраструктуры. «Выход на местный рынок глобальных игроков очень важен для привлечения туристов, которые могут воспользоваться услугами таких компаний в Алматы точно так же, как и в любой точке мира», — считает председатель правления «Фонд G20» Виктор Филиппенко. Даже недостатки транспортной инфраструктуры, утверждают некоторые эксперты, могут оказаться не столь критичными. Действительно, если офис находится в 15 минутах ходьбы от дома, проблема трафика не отравляет жизнь. К сожалению, в реальности большинство алматинцев, как и жители других крупных городов, вынуждены считаться с ежедневными пробками на дорогах, которые к тому же серьезно осложняют экологическую ситуацию, а ведь «умный город» — это еще и город, в котором легко дышится.
За чистый воздух
Для Алматы проблема экологии стоит на одном из первых мест. С расширением границ города, ростом трафика увеличивается уровень загрязнения воздушного бассейна, остро стоит вопрос утилизации твердых бытовых отходов. Заместитель акима Ерлан Аукенов отмечает, что в программе развития Алматы до 2020 года экология обозначена одним из приоритетных направлений. «Экология, как и инновации, сквозная тема. Это означает, что решением проблем в данной области должны заниматься не только заместитель акима и управление экологии и природопользования – за экологию отвечают все госорганы, предприятия и граждане», — заметил представитель городской администрации.
Следует сказать, что в стремлении взять экологию за одну из основ при реализации концепции Smart City власти Алматы не одиноки. В Вене, например, идея экологического развития и охраны окружающей среды также легла в основу политики «умного города». Доктор Роберт Зальфенауэр, старший юрист и партнер компании Lansky, Ganzger & Partner, признает, что все началось с международных дискуссий о Киотском протоколе и сокращении эмиссий парниковых газов. Необходимость соблюдать требования, прописанные в данных документах, позволила к 2010 году создать в Вене экологичную концепцию Smart City.
«Большой плюс в том, что мэр Вены по образованию биолог. Экологические темы ему близки, и с его подачи в Вене стали продвигать экологичные решения, которые, разумеется, соответствовали последнему слову техники. Свою роль сыграло выгодное местоположение города, наличие гор, такой крупной водной артерии, как Дунай. Кроме того, у нас Smart City служит развитию здравоохранения, заботе о пожилых людях. Ежегодно население Вены увеличивается на 40 тыс. человек, и исходя из этого мы рассматриваем, в каком районе следует открыть новые клиники, центры здоровья. Мы рассматриваем «умный город» не как самоцель, а как средство для улучшения жизни людей», — констатировал Роберт Зальфенауэр.
По мнению экспертов, сегодня реализация концепции «умного города» невозможна без разумного использования больших данных с целью, например, организации энергоснабжения и введения тарифов, дифференцированных в зависимости от времени суток. Большие данные могут оказаться полезными и при планировании транспортных потоков, правда, в том случае, если система уже и без того хорошо отлажена, как, скажем, в той же Вене, где развитие комфортной для пассажиров системы общественного транспорта началось еще 70-80 лет назад.
В Алматы по образцу европейских столиц предпринимают попытки регулировать количество частных авто путем внедрения системы платных парковок и пешеходных улиц, при этом о наличии такой системы общественного транспорта, которую можно было бы всерьез рассматривать в качестве ежедневной альтернативы собственной машине, пока можно только мечтать, однако новый генеральный план предполагает изменения и в этой области.
По словам Ерлана Аукенова, чтобы сделать общественный транспорт более доступным, будет продолжено строительство метрополитена. Строительство первой линии до Калкамана планируется завершить к 2020 году, а второй, которая соединит микрорайон «Орбита» с Кульджинской трассой – к 2030 году. В новом генплане заложено строительство двух линий легкорельсового трамвая и пяти линий скоростного автобуса (BRT). Проектом БАКАД предусмотрено строительство трех автовокзалов и 13 паркингов, планируется также строительство системы перехватывающих парковок на въезде в город, рядом с автовокзалами.
Что касается решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО), то ключ к успеху видится многим во внедрении системы раздельного сбора отходов. Однако, отмечают эксперты, данная система должна стать частью целостного решения, цепочки, в конце которой стоит переработка различных фракций отходов – картона, пластика, бытовой техники, на специализированных предприятиях, а не вывоз на полигон, как это делается сегодня.
Аким Алматы Бауыржан Байбек отметил, что у самого крупного города Казахстана есть все для того, чтобы стать Smart City, а именно идеи и капитал. Говоря о последнем, следует отметить, что «умный город» — дорогостоящая инициатива, и города, реализовавшие ее на практике, неоднозначно оценивают финансовую отдачу. Комментируя по просьбе «Къ» вопрос об окупаемости проекта, Роберт Зальфенауэр отметил, что экономический эффект, безусловно, есть. «В нашем городе ежегодно создается примерно 10 тыс. новых предприятий, от маленьких компаний до крупных корпораций и 80% из них производят услуги. Это говорит о наличии экономического эффекта, но при этом Smart City не рассматривается властями Вены как способ заработать. Использование технических инноваций не должно полностью передаваться свободному рынку, мы не хотим, чтобы глобальные корпорации определяли, кому на какой улице в нашем городе жить и по каким улицам ходить. Все технологии должны использоваться на всеобщее благо, а «умный город» — лишь одно из политических средств для повышения качества жизни», — считает зарубежный эксперт.