«Неоновый демон» — другое кино
Самый скандальный фильм Каннского кинофестиваля 2016 «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, получивший Золотую пальмовую ветвь и Квир — Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино, наконец, добрался и до казахстанского проката. И предсказуемо вызвал у зрителей весьма противоречивые эмоции.
Николас Виндинг Рефн («Вальхалла», «Драйв») — режиссер, которого одни считают шарлатаном, а другие гением. Его новое творение не разочаровало ни тех, ни других. Первые увидели в «Демоне», прежде всего, извращенную фантазию больного разума, а вторые – глубокий смысл, спрятанный за метафорами. На мой взгляд, правда, излишне гротескными… Автор саундтрека Клифф Мартинес, кстати, вообще назвал фильм чем-то средним между «Долиной кукол» и «Техасской резней бензопилой».
Впрочем, авторское или артхаусное кино – это отдельная кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Так что…
Итак, вкратце сюжет выглядит так: если вы собрались в модельный бизнес, не отрастив предварительно приличных зубов и когтей, а органично вписаться в компанию старожилов вам не удается по этическим соображениям, то вас съедят. В контексте фильма в прямом смысле этого слова. Впрочем, (возможно это кого-то утешит), не факт, что смогут переварить, правда, вам уже будет все равно…
Если подробнее, то юная и наивная (впрочем, после циничной фразы героини «Я не умею ни петь, ни танцевать, ни играть. Но я красивая — на этом можно заработать», в ее наивности невольно начинаешь сомневаться) девушка Джесси (Эль Фаннинг), 16 лет от роду, приезжает в Лос-Анджелес делать модельную карьеру. Она представляется сиротой и снимает комнату в захудалом отеле Нормана Бейтса (Киану Ривз).
По всем законам жанра благодаря своей естественности, наивности и невинности Джесси покоряет звездного фотографа Джека (Десмонд Харрингтон) и не менее звездного дизайнера (Алессандро Нивола). Разумеется стареющим (21+) конкуренткам (Белла Хиткот и Эбби Ли) это не по нраву, но Джесси эти мелочи не волнуют. «Это они хотят быть похожими на меня» — говорит юная скромница, считая, что слава уже у нее в кармане…
Надо сказать, что основная часть фильма – картинка, за которую стоит поблагодарить оператора. По большому счету, Наташа Брайер проделала титаническую работу, перенося фантазии Рефна на экран. И видеоряд получился роскошным: это клиповый поп-арт, ванильно-карамельный глянец, вспышки стробоскопа, холодная выхолощенная красота, фэшн-пафос…
Причем, препарировать души героев (без этого действа авторское кино – не авторское кино) режиссер тоже предпочитает визуально. Постепенно разбавляя гламур откровенной чернухой (если острое чувство омерзения — это то, чего вам не хватает в жизни, то это кино определенно для вас).
Посему диалоги – исключительно по мере необходимости и чем проще – тем лучше. Соответственно на первый план выходит актерская игра. Картинка картинкой, но это все же кино. Так вот, с этим у фильма проблем нет абсолютно. Джена Мэлоун блестяще сыграла помешательство своей героини. Киану Ривз ожидаемо справился с ролью несколько мутного хозяина отеля (кстати, тип получился действительно неприятным) на отлично. Из Кристины Хендрикс получился убедительный вербовщик солдат подиумных войн. Эль Фанинг весь фильм бродит с испуганно-восторженным выражением лица. Кому как, но на мой взгляд холодные стервы в исполнении Бэллы Хиткот и Эбби Ли гораздо более эффектны. Впрочем, это игра на контрасте и она, несомненно, удалась.
В целом же, у Рефна получился двухчасовой сюрреалистический перформанс. Безумный, болезненный и образный. Который непросто смотреть, но выкинуть из головы еще сложнее.