ЕАБР: в среднесрочной перспективе темпы роста ВВП не достигнут уровня 2010-2014 гг.

Опубликовано
Итоги первого полугодия 2016 года дают возможность говорить о постепенной адаптации экономик ЕАЭС к шокам последних нескольких лет, хотя и не дают оснований для однозначных выводов о неизбежном и скором восстановлении, говорится в докладе Центра интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития.

Итоги первого полугодия 2016 года дают возможность говорить о постепенной адаптации экономик ЕАЭС к шокам последних нескольких лет, хотя и не дают оснований для однозначных выводов о неизбежном и скором восстановлении, говорится в докладе Центра интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития.

Негативные тенденции в экономиках государств-участников ЕАБР, усилившиеся на фоне падения цен на сырьевые товары, несколько ослабли, а экономики стран ЕАЭС стали демонстрировать некоторое улучшение макроэкономических показателей в первом полугодии 2016 г.

ВВП снизился и восстановится нелегко

По предварительным данным падение экономики Казахстана в I квартале 2016 года составило 0,2%, когда годом ранее был зафиксирован рост в 2,3%. Это наблюдается на фоне ухудшения условий торговли, продолжившегося падения цен на нефть и металлы, снижения внешнего и более медленного роста внутреннего спроса, говорится в докладе ЦИИ Евразийского банка развития.

Причину отрицательных темпов прироста в базовых отраслях экономики главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик видит в сокращении реальных доходов населения на 0,3% г/г в результате всплеска инфляции, вызванного обесценением обменного курса национальной валюты. «К тому же, в 2015 году вслед за снижением реальной заработной платы на 2,7% по сравнению с предыдущим годом, отмечается замедление прироста внутреннего спроса до 1,4%, в то время как прирост инвестиций в основной капитал ускорился до 4,1%. Ухудшение конъюнктуры на энергетическом рынке товаров и снижение деловой активности в Китае и России обусловили падение объемов промышленности (наблюдавшееся в основном в добывающих отраслях) на 0,8% за I квартал 2016 года. Темп падения индекса физических объемов оптовой и розничной торговли за I квартал 2016 года к I кварталу 2015 года составил 3,1%. В сельском хозяйстве прирост составил 2,9%, в строительстве – 6,0%», — назвал основные факторы снижения экономической активности в Казахстане эксперт.

В свою очередь, аналитики банка считают, что слабое восстановление цен на сырьевые товары не позволит выйти в среднесрочной перспективе на темпы роста ВВП уровня 2010-2014 гг.

«В 2017-2018 гг. на фоне восстановления внешнего спроса со стороны России и Евросоюза, постепенного роста нефтяных цен, а также начала эксплуатации шельфового нефтегазового месторождения в Каспийском море ожидается положительный рост экспорта и частного потребления. Реализация государственных проектов поддержки инфраструктурных инвестиций, программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. будут способствовать ускорению роста экономики. В то же время вероятное нахождение нефтяных цен на уровне 40-50 долларов за баррель в течение продолжительного времени ограничит возможности бюджетно­налоговой политики по стимулированию внутреннего спроса. В этих условиях в среднесрочном периоде ожидается усиление бюджетной консолидации, а среднегодовой прирост ВВП в 2017-2018 гг. прогнозируется на уровне 1.5-1.7%», — гласят данные подготовленного ЕАБР доклада.

В 1 квартале 2016 года инфляция превысила целевой показатель НБРК

На конец I квартала 2016 г. инфляция ускорилась до 15,7% в годовом выражении (в декабре 2015 г. она составила 13,6%), что существенно выше целевого показателя Национального банка Казахстана. Однако интенсивность ускорения инфляционных процессов несколько ослабла в I квартале. Среди определяющих факторов аналитики указывают стабилизацию обменного курса на фоне начала восстановления цен на нефть, а также поддержание более жестких монетарных условий. Необходимо отметить, что индекс цен производителей промышленной продукции снизился на 3,3% (март 2016 г. к декабрю 2015 г.), оказывая понижательное давление на уровень цен товаров потребительского рынка.

Во II квартале рост инфляции продолжился: годовой темп прироста инфляции увеличился с 16,3% в апреле 2016 г. до 16,7% по итогам мая 2016 г. С начала года основными драйверами роста цен выступили платные услуги населению (прежде всего, услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспортные услуги), продовольственные товары, а также отложенный эффект обесценения обменного курса национальной валюты в конце 2015 — начале 2016 г. Ожидается, что эффект переноса прошедшей девальвации тенге на конечные цены сохранится в первой половине текущего года.

По прогнозам экспертов ЕАБР, исчерпание эффекта обесценения тенге и слабый внутренний спрос во второй половине 2016 г. будут способствовать замедлению инфляционных процессов и достижению инфляцией уровня 8,5% на конец года. Сохранение отрицательного разрыва выпуска относительно низких цен на продовольствие на мировых рынках, а также стабилизация валютного курса будут способствовать снижению инфляции в 2017-2018 гг. до 5,5-6,0%.

Внутренний валютный рынок стабилизировался на фоне снижения девальвационного давления

Снизившееся девальвационное давление способствовало некоторой стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, что позволило снизить темпы обесценения номинального эффективного обменного курса тенге в I квартале 2016 г. до 13,4% к IV кварталу 2015 г. (27,3% в IV квартале 2015 г. к III кварталу 2015 г.), считают эксперты ЕАБР. В свою очередь, реальный эффективный курс тенге обесценился на 8.2% в квартальном выражении. Тем не менее, дефицит счета текущих операций по итогам квартала 2016 г. расширился до 3,5% ВВП, что было вызвано значительным сокращением объемов экспорта товаров и услуг. Увеличение притока прямых инвестиций было компенсировано оттоком портфельных инвестиций, в результате чего в I квартале 2016 г. отрицательное сальдо финансового счета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года расширилось. Вследствие сформировавшегося в I квартале 2016 г. отрицательного сальдо платежного баланса резервы сократились на 1,0 млрд долларов США. Вместе с тем, с марта началось восстановление резервов благодаря стабилизации валютного курса и росту цен на нефть.

Что касается государственного бюджета, то по итогам I квартала 2016 г дефицит сложился на уровне 4,5% к ВВП. К слову в I квартале 2015 г. профицит составлял 0,2% ВВП. «Уровень дефицита практически соответствует первоначальному проекту бюджета: доходная и расходная части исполнены на 100%. При этом структура доходной части бюджета была скорректирована в связи с увеличением поступлений НДС и снижением вклада трансфертов Нацфонда. Расходы в I квартале 2016 г. выросли на 28,2% по сравнению с I кварталом 2015 г., но, учитывая параметры бюджета на текущий год, это временный рост. Дефицит госбюджета профинансирован в основном внутренними источниками и по итогам 2016 г запланирован на уровне 1,6% ВВП», — констатирует г-н Лисоволик.

Относительные показатели внешнего долга улучшились

Государственный долг в I квартале 2016 г. увеличился на 1,4% по сравнению с началом года и составил $26,9 млрд (14,5% к ВВП) на 1 апреля 2016 г. Внутренний государственный долг (правительства и Национального банка) в долларовом эквиваленте сократился на 2,5%. На 1 апреля 2016 г. его объем составлял $14,2 млрд. В свою очередь, внешний долг правительства РК практически не изменился и составил $12,7 млрд. Улучшение относительных показателей внешнего долга объясняется более низким в сравнении с 2015 г. номинальным объемом ВВП, прогнозируемым по итогам 2016 г, говорится в докладе ЦИИ Евразийского банка развития.

Тенге будет плавно ослабляться

По мнению экспертов ЕАБР, в 2016 г. возможно небольшое укрепление курса в результате ослабления девальвационных ожиданий. Впоследствии тенге будет плавно ослабляться в условиях отсутствия существенного роста нефтяных цен и общей тенденции к ослаблению валют развивающихся рынков. По прогнозам банка, в 2017 доллар будет стоить 338 тенге, а в 2018 году – 353 тенге за доллар США.

«Необходимость повышения привлекательности активов, номинированных в тенге, в условиях высокого уровня долларизации, возросшей премии за риск и высоких инфляционных ожиданий потребует сохранения процентных ставок на денежном рынке в 2016 г. на повышенном уровне. В дальнейшем по мере стабилизации инфляционных процессов ожидается планомерное смягчение денежно-кредитных условий», считают аналитики банка.

Читайте также