Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала 29 и 30 августа две статьи, в которых анализируются вероятные преемники Ислама Каримова и роль Узбекистана в мире после его возможного ухода. Наиболее вероятным кандидатом издание считает действующего премьер-министра страны — Шавката Мирзияева.
В своей первой статье автор Stratfor пишет, что Узбекистан открывает новую главу в своей истории. СМИ сообщили в понедельник, 29 августа, что после 27 лет пребывания на посту президент страны Ислам Каримов умер от кровоизлияния в мозг. Это сообщение, которое, правда, было опровергнуто официально (хотя факт серьезной болезни Каримова власти страны признают) усилило спекуляции по поводу того, кто сменит единственного на сегодняшний день президента в истории страны.
Среди основных претендентов на пост есть как силовые игроки, такие как премьер-министр страны Шавкат Мирзияев, глава службы безопасности Рустам Иноятов, так и члены семьи Каримова. Учитывая географически разделенную и клановую политическую систему Узбекистана, процесс преемственности может усложниться (что дает основания для тревожных прогнозов). Но, независимо от того, кто возьмет на себя управление страной, ее геополитическое значение останется неизменным, отмечает в своем новом отчете американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor.
Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. На протяжении своей истории страна привлекала к себе интерес (вместе с влиянием) многочисленных иностранных государств, в том числе Ирана, Турции, Китая и, в последнее время, России и Соединенных Штатов. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного центра Центральной Азии сделала Узбекистан особенно важным, как для иностранных держав, так и соседних стран.
В постсоветскую эпоху значимость страны проявилась по-разному. Узбекистан получил известность как производитель и транзитное государство для поставщиков природного газа — России, а затем Китая. Когда США и другие страны НАТО начали операции в Афганистане в 2001 году, близость Узбекистана к этой стране сделала его одной из ключевых технических баз. Даже после того, как Узбекистан выгнал США с базы «Карши-Ханабад» в 2005 году после того, как Вашингтон раскритиковал Ташкент за нарушения прав человека, страна продолжала служить в качестве маршрута снабжения для сил НАТО.
Помимо своей логистической роли, Узбекистан также представляет интерес для России, Запада и других иностранных держав из-за его проблем с исламистской воинственностью. С 1999 по 2001 годы Исламское движение Узбекистана было серьезной угрозой не только для самой страны, но и для соседних Кыргызстана и Таджикистана.
Хотя группировка была в значительной степени отодвинута на афганско-пакистанский театр боевых действий после вторжения НАТО в Афганистан в ноябре 2001 года, она оставалась сильной угрозой, будучи союзницей Аль-Каиды. Совсем недавно растущее присутствие «Исламского государства», талибов и других групп боевиков на севере Афганистана привлекло внимание России и США, которые соперничают за привлечение Узбекистана к собственным инициативам в области безопасности.
Во второй статье, опубликованной 30 августа, издание более подробно приводит возможных кандидатов на пост главы Узбекистана.
Премьер-министр Шавкат Мирзияев — наиболее вероятный кандидат. Он возглавляет Самаркандский клан — одну из трех самых влиятельных групп страны. Узбеки также полагают, что он надежен.
Возможно, однако, что конкурирующий Ташкентский клан попытается провести свою игру за президентство. Лидер этого клана — руководитель служб безопасности Рустам Иноятов многими воспринимается вторым по влиянию человеком в Узбекистане после Каримова. Поскольку Иноятов уверенно выступил против повышения Мирзияева, возможно, им придется сойтись на компромиссной фигуре. Таковой считают заместителя премьер-министра Рустама Азимова.
Либо главам кланов надо постараться достичь соглашения о разделе власти: допустим, Мирзияеву — президентство, а Иноятову способность сохранить возможность влиять на власть негласно.
Кроме того, борьба за власть может вызвать более глубокие изменения в регионе. Каримов старательно работал в направлении снижения угрозы, вызванную нестабильностью на афганской границе и напряженностью отношений с соседним Кыргызстаном. Утрата способности контролировать эти вопросы могут вновь заставить вспыхнуть старые проблемы.
Давняя внешняя политика Узбекистана нейтралитета может претерпеть изменения. Каримов успешно уравновесил отношения своей страны с Россией, Китаем и Соединенными Штатами, сопротивляясь давлению Кремля, направленного на участие страны в различных союзах, инициированных Россией, включая Евразийский экономический союз и Организацию договора коллективной безопасности.
Хотя у Мирзияева, как известно по слухам, имеются глубокие связи с Москвой, ему, чтобы прийти к власти, придется уладить отношения с силами в Узбекистане, которые требуют сохранения длительного нейтралитета страны.
СПРАВКА:
Компания Strategic Forecasting, Inc. (переводится как «Стратегическое прогнозирование») — известная как Stratfor — издательство и глобальная разведывательная компания, основанная в 1996 году в городе Остин, штат Техас, Джорджем Фридманом (George Friedman), который был в компании председателем правления. Ши Моренц (Shea Morenz) является президентом и главным исполнительным директором. Фред Бёртон (Fred Burton) — вице-президент, отвечающий за сбор разведывательной информации.
Stratfor афиширует себя как геополитическая разведывательная и консалтинговая фирма, получающая доходы от подписки на свой сайт, а также от корпоративных клиентов. Что касается консалтинга, то, по словам компании, она помогает клиентам определять возможности, принимать стратегические решения и управлять политическими рисками и угрозами безопасности.
Barron's Magazine в одной из своих статей назвал компанию "теневым ЦРУ".