Бен-Гур дозорного образца

Опубликовано
Околобиблейская история иудейского принца Джуды Бен-Гура стала популярной с момента выхода в свет в 1880 году романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа».В этом году свет увидела шестая экранизация романа, снятая Тимуром Бекмамбетовым.

Околобиблейская история иудейского принца Джуды Бен-Гура, пережившего предательство, унижения и рабство с непременным всепрощением в конце стала популярной с момента выхода в свет в 1880 году романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа». Кстати, совокупный тираж книги занял в США второе место после Библии. Неудивительно, что кинематограф просто не смог обойти ее стороной. В этом году свет увидела шестая экранизация романа, снятая в Америке российским режиссером казахстанского происхождения Тимуром Бекмамбетовым.

Когда в титрах мы видим имя Бекмамбетова (особенно если он значится режиссером), мы сразу же понимаем, что нас ждет экшн с динамичным сюжетом, яркими спецэффектами (ведь не зря для съемок господин Бекмамбетов пользуется мощностями Фабрики грез), Хабенским (если фильм снимался в России) или парой-тройкой голливудских звезд не последней величины (если фильм снимался на Западе). И откровенно говоря, не совсем понятно, что побудило режиссера обратить свой взор именно на эту историю – все же исторические (простите за тавтологию) драмы не совсем его амплуа…

К тому же, явно сложно будет избежать сравнения с «Бен-Гуром» Уильяма Уайлера 1959 года, который собрал 11 «Оскаров», что, кстати, до сих пор является рекордом по количеству золотых статуэток (первое место по общему количеству наград «Бен-Гур» (1959) делит с фильмами «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997) и «Властелин колец: Возвращение Короля» Питера Джексона (2003)).

Но как бы там ни было, а взяв в команду сценариста «12 лет рабства» Джона Ридли, оператора второго «Крепкого орешка» и «Ультиматума Борна» Оливера Вуда, композитора нескольких «Криков» и «Я, робот» Марко Бертлами, художника «Сладкого ноября» Наоми Шохран и компанию монтажеров, за плечами которых «Терминатор 2: Судный день» (Доди Дорн), «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» (Ричард Френсис-Брюс), «Человек-паук» (Боб Муравски) и многое другое Тимур Бекмамбетов приступил к съемкам.

Итог этой долгой и кропотливой работы (релиз был перенесен с февраля на сентябрь 2016 года), откровенно говоря, вызывает двойственные чувства. С одной стороны, не настолько уж он и плох, как ругаются американские критики, но и хвалить его особо не за что.

Начнем с того, что у Бекамабетова не получилось стройного повествования. Понятно, что Джону Ридли пришлось проявить чудеса изворотливости, чтобы впихнуть роман в два часа экранного времени (против четырех у Уильяма Уайлера) и это привело к появлению в сюжете всевозможных «дыр» и «заплаток». Однако при этом не совсем понятны мотивы сценаристов, решивших ввести в действие раненого мальчишку-зелота, которого принц укрыл в своем доме и который совершил из оного покушение на Пилата и сделал ноги, не подумав о своем благодетеле. С одной стороны Бен-Гур вроде как и не при делах, но дав приют повстанцу, надо быть готовым… ко всему. В том числе и к ответственности. Посему назвать его совсем уж невинно пострадавшим (в первоначальном варианте Джуде и его семейству «прилетело» за случайно свалившийся кусок черепицы) сложно. А это несколько меняет основную концепцию истории.

Кроме того, Джек Хьюстон и Тоби Кеббелл в роли Джуды и Бен-Гура соответственно выглядят (да и ведут себя) как вполне себе современные парни. В некоторых сценах даже складывается ощущение, что действие происходит в наши дни – очень уж одежда современная. Да и харизмы им откровенно не хватает. Как, впрочем, и Йохану Филипу Асбеку, которому по не совсем понятным причинам (с учетом того, что он скорее похож на варвара или викинга) досталась роль Понтия Пилата.

Вообще, в плане эмоций все как-то недоигранно (как говорили в «Чародеях», что-то тут у них недоработано). Причем, буквально самую малость. Но это заметно.

С другой стороны фильм вызывает восторг яркой и сочной картинкой, а также сценами морского сражения и гонок на колеснице. Вот это просто великолепно! И антагонисты на упряжках разного цвета, и месиво из гонщиков-неудачников, и дикий азарт… Откровенно говоря, финальная гонка на колесницах стоила того, чтобы посмотреть этот фильм. Так же как и мудрые глаза Моргана Фримана. Которому блестяще удалась роль шейха Ильдерима. Вообще, если говорить о Фримане, то, пожалуй, единственный, кто в этом фильме не играл, а жил. Понимая и принимая своего персонажа, который получился живым и искренним.

В целом, как я писала выше, фильм вызывает двойственные чувства и ощущения, что Бекмамбетову до успеха в данном случае не хватило какого-то маленького шажочка, маленькой детали, которая бы собрала эту головоломку. Впрочем, сожаления о напрасно потраченном времени фильм тоже не вызывает. Ведь запоминается он именно последними сценами, а они – повторюсь – вышли на пять с плюсом.

Читайте также