В Казахстане намерены законодательно определить статус блогеров. Об этом заявил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев. Эта норма предусмотрена в концепции к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», который сейчас находится на стадии публичного обсуждения. По мнению блогеров, эта инициатива отчасти оправданна, но с другой стороны – снова вносит не очень хорошую лепту в ущемление свободы слова в Казахстане.
Все началось в феврале 2013 года, когда, еще будучи государственным секретарем Республики Казахстан, Марат Тажин поставил задачу создать базу данных наиболее популярных в Казахстане и за рубежом частных аналитиков, блогеров, модераторов социальных сетей, пользующихся авторитетом у казахстанской аудитории.
К слову, на создание данной базы г-н Тажин дал два месяца: «Базы данных у нас должны быть, и ориентировочно в апреле-мае надо начинать работу по этому блоку. Надо же двигаться… Что, так сложно создать эти базы данных? Я их затребовал, но ни у одного государственного подразделения их сейчас нет. Это неправильно в принципе», — заявил он.
В Казнете этот перечень сразу же окрестили «списком Тажина». То есть еще несколько лет тому назад на государственном уровне уже стали понимать, что социальные сети и блогеры начинают играть определенную серьезную роль с точки зрения формирование общественного мнения в стране и влияют на те или иные социальные настроения.
В то время уже была попытка, наладить партнерские взаимоотношения с определенной категорией блогеров. Отметим, после того как Марата Тажина перевели на пост посла Казахстана в Россию, эта политика в любом случае продолжалась. Более того, сейчас в Казахстане появилась шутка «квазигосударственные блогеры», то есть некоторые представители государственных сетей продолжают активно сотрудничать с государственными структурами, для того чтобы пиарить и рекламировать определенные решения и проекты.
В начале октября 2016 года министр информации и коммуникаций Республики Казахстан Даурен Абаев вновь поднял вопрос об определении «статус блогера», но уже на законодательном уровне, внеся поправки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций».
В контексте появления и активного развития новых технологий и форм распространения массовой информации посредством интернета актуальным становится вопрос законодательного регулирования деятельности распространителей информации на различных ресурсах интернета (блогеров). Предлагается пересмотреть действующее в законодательстве понятие «интернет-ресурс» применительно к «блогерам».
По словам Абаева, это изменение в законодательстве вызвано меняющимися реалиями информационного рынка. «Сегодня гражданская журналистика влияет на общественное мнение едва ли меньше, чем традиционные СМИ. Аудитория некоторых блогеров нередко превышает аудитории газет и журналов. Многие из них способствуют развитию механизмов общественного контроля и гражданского общества. Учитывая значимость этих процессов, мы предлагаем по адекватному и релевантному набору критериев определить статус блогеров», — пояснил Абаев.
По словам политолога Досыма Сатпаева, у определенного казахстанского «политического истеблишмента» все-таки существовал определенный страх перед социальными сетями в целом. «Думаю, его корни лежат еще в тех событиях, которые мы наблюдали в странах арабского мира. Именно после этих событий, когда социальные сети сыграли очень большую роль в смене власти в том же самом Египте, недаром эти события назвали фейсбук-революцией или твиттер-революцией. С того самого момента и в окружении главы государства, и внутри нашлись определенные сторонники все-таки ужесточения контроля деятельности блогеров», — комментирует эксперт.
Он также напоминает, что в последнее время проходили показательные судебные процессы по отношению к некоторым активным пользователям социальных сетей, которых обвинили по определенным статьям УК. По мнению Досыма Сатпаева, это были первые знаки того что, государство решило использовать метод кнута и пряника.
«Это традиционная практика наших чиновников, которые применяют ее во всех сегментах, начиная от экономики заканчивая в целом политикой. Пряник для тех, кто готов сотрудничать с ними, превращаясь в «квазигосударственных блогеров», и кнут для тех, кто с точки зрения государства играет не по правилам. Я думаю, то, что мы сейчас наблюдаем, с точки зрения законодательных инициатив является просто следствием тех трендов, которые мы наблюдали за последние несколько лет», — говорит он.
Однако, продолжает он, государство не может идти по пути Ирана или Китая, где блокируются социальные сети. Потому в отличие от этих стран руководство Казахстана все-таки старается думать о своем имидже в глазах международного сообщества. Тем более это будет противоречить государственной программе по созданию электронного правительства, то есть получается то, что активное увеличение интернет-пользователей в Казахстане в рамках государственных программ имеет и определенные проблемы для власти.
Популярный блогер Yvision Темир Мысекеев уверен, что это никак не повлияет на тех блогеров, которые пишут посты, не относящиеся к политике. А те, кто все-таки любит писать материалы, подрывающие репутацию правительственных органов, по его мнению, все-таки попадут «под пресс».
Г-н Мысекеев заявляет, что для страны, которая занимает 160-е место из 180 в Индексе свободы прессы, взятие под контроль блогосферы не совсем хорошо, ведь блогеры, по его мнению, являются голосом народа. «С другой стороны, инициатива обоснована тем, чтобы авторы с большей аудиторией не вызвали волнения публикованием недостоверной информации», — считает он.
В свою очередь известный блогер Жанна Ильичева считает, что министр Даурен Абаев прав, когда говорит об информационном эффекте публикаций блогеров, так же как и об уровне доверия к таким публикациям, которое в последнее время выше, чем к некоторым СМИ.
«Представьте, бродит такая армия блогеров по стране, вооруженная телефонной видеокамерой, и строчит свои блоги как бог на душу положит, а не как велит редакционная политика, главный редактор и цензура. Вся редакция уместилась в одном человеке. Он свободен и совершенно непредсказуем», — говорит она.
Отметим, в России блогерам уже определили статус, но г-жа Ильичева заявляет, что лично она не видит, чтобы в российской виртуальной жизни произошли существенные изменения. Как критиковали власть, так и продолжают критиковать.
«Разговоры о том, что интернет-ресурсы надо приравнять к СМИ, ведутся уже давно, ведь на самом деле у некоторых блогеров аудитория намного шире, чем у некоторых СМИ. Но как это будет выглядеть на самом деле, мне пока сложно представить. Также мне не совсем понятен принцип ревалентности (критерий, использующийся поисковиками для определения важности цели. – «Къ»), по которому хотят определить статус блогера. И, самое главное, непонятно, будет ли учитываться желание самого блогера занимать или не занимать определенную нишу», — комментирует блогер.
Жанна Ильичева подчеркивает, что в концепции, изложенной Дауреном Абаевым, она не видит покушения на свободу слова: «С нами как будто играют в демократию, хочешь — регистрируйся, не хочешь — не надо. Но ведь пока это только видение, а не окончательное решение. Хотя вроде господин министр пригласил к обсуждению всех желающих. Так что, поживем — увидим и даже почувствуем на себе», — заключила г-жа Ильичева.
Напомним, 18 августа на заседании межведомственной комиссии по государственной информационной политике и формированию национального и регионального брендов заместитель премьер-министра РК Дарига Назарбаева заявила, что интернет и социальные сети реагируют на события быстрее, чем официальные органы власти. Она поручила центральным государственным органам, нацкомпаниям и акиматам областей изучить правила информационной работы и свои предложения направить в Министерство информации и коммуникаций РК.