Новости

Экономисты не видят реального экономического эффекта для Казахстана от запуска добычи на Кашагане

В среду министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил об успешном начале тестовой добычи на месторождении Кашаган и выходе ее на уровень 90 тыс. барр/сутки

Тестовый запуск крупнейшего нефтегазового проекта Казахстана  «Кашаган» идет успешно, сообщил в среду министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. На сегодня продолжается доналадка производственных процессов на заводе «Болашак», однако первые партии очищенной нефти уже поступили в резервуары АО «КазТрансОйл». Несмотря на позитивный фон, в экспертном сообществе не видят реального экономического эффекта для страны от его запуска.

В среду министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил об успешном начале тестовой добычи на месторождении Кашаган и выходе ее на уровень 90 тыс. барр/сутки.

«Я вам скажу, что на Кашагане все идет своим путем, все нормально. Добыча не только началась, добыча, сегодня на утро я смотрел, с четырех скважин активно идет, с дебетом где-то 90 тыс.барр/сутки, и [нефтеочистительный завод] «Болашак» работает. Доналадка его, конечно же, продолжается, потому что там все виды оборудования сейчас постепенно загружаются», – заявил министр в среду, 12 октября.

Также с его слов следует, что первая партия очищенной нефти с завода «Болашак» поступила в резервуары АО «КазТрансОйл» еще вечером 11 октября и будет поэтапно накапливаться. «Через некоторое время оператор, акционеры будут объявлять о первых экспортных контрактах», – подчеркнул он.

Работа в убыток

Экономический обозреватель Сергей Смирнов уверен, что при текущих ценах на «черное золото» добыча нефти на Кашагане наносит убытки консорциуму [NCOC, оператор проекта].

«Глава АО «НК КазМунайГаз» Сауат Мынбаев заявлял официально, что себестоимость добычи на месторождении составляет $90-100/барр. При текущей цене на Brent в коридоре $50/барр, наращивание добычи будет приносить NCOC больше убытков. Поэтому, скорее всего, добыча будет на незначительном уровне, без существенного наращивания. В реальности при нынешних ценах выйти на коммерческую добычу невозможно», – подчеркивает он.

К слову, старт коммерческой добычи намечен на 23 октября и суточный дебет по оценкам Министерства энергетики составит около 75 тыс. барр/сутки. В случае успешного старта к концу текущего года консорциум может добыть около 5,1 млн барр нефти. «В проекте республиканского бюджета на 2016–2018 годы сказано, – продолжает Сергей Смирнов, – что до конца этого года Кашаган может обеспечить до 0,5 млн тонн, и еще 4 млн тонн в 2017 году. С учетом таких параметров, о каком-либо наращивании добычи в 2017 году пока речи не идет.

Запуск Кашагана позволит вовлечь в производственный процесс уже построенную инфраструктуру, дабы избежать простаивания и его порчи», – продолжает собеседник «Къ».

«Сама добыча будет пока нерентабельна и с коммерческой стороны вопроса, ни один консорциум не пойдет на наращивание убытков. Надо ждать, пока цены поднимутся», – подчеркнул он.

Добычи больше, эффекта меньше

Экономист, глава консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов не видит реального экономического эффекта для Казахстана от запуска добычи на Кашагане.

«С точки зрения себестоимости, он при текущих ценах будет генерировать убытки. Однако его в любом случае важно запустить, поскольку от простоя эти убытки составят еще больше. Грубо говоря, в нашей ситуации лучше иметь 50% чего-то, чем 100% ничего», – поясняет он. – Безусловно, – продолжает экономист, – его запуск даст Казахстану определенный денежный поток, который позволит АО «НК «КМГ» легче обслуживать свои долги, образовавшиеся в ходе участия в этом проекте».

«Самый главный потенциальный эффект от запуска Кашагана – надежда, что мы остановим текущее падение добычи нефти. Это совсем другая парадигма мышления. Если раньше, несколько лет назад, мы думали наращивать добычу, то сейчас для нас уже критически важно удержать ее на текущем уровне», – подчеркивает глава Almagest.

По данным Минэнерго РК, добыча нефти неуклонно снижается. С 2013 года, когда в стране было добыто 81,3 млн тонн, показатель рискует упасть на 6,1 млн тонн, до запланированных на текущий год 75 млн тонн.

Налоги и партнеры

Ранее вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявлял, что старт добычи на Кашагане будет рентабелен для Казахстана при любых ценах на нефть.

«Сегодня ведутся пуско-наладочные работы на Кашагане. В III декаде октября планируем выйти на коммерческую добычу, это порядка 75 тыс. барр/сутки и в дальнейшем будем эту цифру увеличивать. Для государства этот проект в любом случае рентабельный при любой цене на нефть, потому что мы будем получать роялти, налоги», – цитирует министра «КазИнформ».   

«Схема распределения дохода в грубом варианте будет следующая, – рассказывает «Къ» экономист Олег Егоров. – Консорциум, – продолжает он, – будет продавать добытую нефть, и после уплаты налогов согласно Соглашению о разделе продукции (СРП) будет пропорционально делить ее между всеми участниками».  

Согласно этой логике, при уровне добычи в 2016 году на уровне 0,5 млн тонн и коэффициенте баррелизации 7,3, добыча на Кашагане составит 3,65 млн барр. В случае реализации ее по цене сорта Brent ($51,81/барр по состоянию на 12 октября), выручка консорциума может составить $189,1 млн. Налоговый эффект, таким образом, ориентировочно составит около $94,55 млн.

Принять или опровергнуть эти расчеты сложно ввиду секретного статуса СРП по Кашагану. В министерстве энергетики РК на момент написания материала не прокомментировали «Къ» запрос относительно эффекта, в том числе и на поступления в бюджет.

Доля Казахстана в NCOC представлена участием KMG Kashagan B.V. в размере 16,88%. Собственником половины от этой доли является АО «ФНБ «Самрук-Казына», которая выкупила ее у дочерней АО «НК «КМГ» за $2,7 млрд. Согласно аудиторской отчетности АО «НК «КМГ», ей делегировано право на управление этой долей, а также предоставлен опцион на обратный выкуп доли KMG Kashagan B.V. в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Стоит отметить, что доля ФНБ в KMG Kashagan B.V.досталась АО «НК «КМГ» от других участников консорциума 31 октября 2008 года. В результате соглашения между сторонами, доля казахстанской компании в NCOC выросла на 8,48% – до 16,81%. Цена приобретения составила $1,78 млрд и годовое вознаграждение в размере LIBOR+3%. Согласно финансовой отчетности АО «НК «КМГ» на конец 2014 года амортизационная стоимость этой задолженности составляла 396,34 млрд тенге.

«По условиям СРП, инвесторы будут отбивать свои расходы, а они не маленькие. При текущих ценах мне сложно сказать, когда они окупят эти затраты. Изначально проект оценивался в $15 млрд. Последние сведения – $136 млрд. И это не считая тех расходов, которые пошли на восстановление труб после неудачного запуска в 2013 году. На сегодня мы можем лишь рассчитывать на свою долю и налоговые поступления», – уточняет Олег Егоров.

К слову, как отметил вице-министр Мирзагалиев, затраты на восстановление трубопровода будут не возмещаемые. «Это те затраты, которые понесли подрядчики», – заявил высокопоставленный чиновник.

«В любом случае, капитальные расходы по Кашагану уже проинвестированы. И от простоя месторождения консорциум будет терпеть еще большие убытки. Сейчас это даст пусть небольшой, но стабильный денежный поток. Плюс покажет миру, что месторождение реальное, а также развеет сомнения, что Кашаган не располагает заявленными запасами. Здесь также большой имиджевый момент. А с учетом возможного роста цен, это в целом даст рост добычи нефти по стране», – резюмировал экономист.