Инвестиции

Прогнозы КТК по добыче нефти оптимистичнее правительственных

Добыча на Кашагане в 2017 году может достигнуть 240 тыс. барр/сутки

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) планирует уже в текущем году перекачать около 1 млн тонн кашаганской нефти, а в следующем и того больше – 12 млн тонн. Другими словами, добыча на Кашагане в 2017 году может достигнуть 240 тыс. барр/сутки, что гораздо выше заявленных ранее правительством Казахстана. Однако до официального старта запуска остается меньше недели.

Позавчера, 18 октября, КТК сообщила о начале транспортировки нефти с месторождения Кашаган по своей трубопроводной инфраструктуре.

«В настоящий момент мы принимаем до 10 тыс. тонн/сутки и ожидаем, что эти объемы будут расти. Необходимый профицит мощностей в трубопроводной системе своевременно создан, и мы готовы удовлетворять все заявки наших акционеров», – заявлял гендиректор КТК Николай Горбань.

Более того, в компании заметили, что в 2016 году консорциум ожидает перекачать около 1 млн тонн кашаганской нефти, а в 2017 объем транспортировки может вырасти до 12 млн тонн. Это в несколько раз выше озвученных ранее прогнозов со стороны правительства Казахстана.

Напомним, что согласно уточненному республиканскому бюджету на 2016–2018 годы, объем добычи нефти в текущем году ожидается на уровне 75,5 млн тонн, включая 0,5 млн тонн за счет сырья из Кашагана. В 2017 году, согласно главному финансовому документу страны, добыча на Кашагане может вырасти до 4 млн тонн.

Другими словами, прогнозы КТК по добыче на 2016–2017 годы оптимистичнее правительственных в 2 и 3 раза соответственно. Примечательно, что столь оптимистичные прогнозы звучат до официального старта запуска, намеченного на 23 октября.

Природа таких прогнозов лежит на поверхности. Ранее глава Министерства энергетики Канат Бозумбаев сообщал о выходе добычи на месторождении на уровень 90 тыс. барр/сутки. До конца текущего года остается 75 дней (при отсчете с 18 октября), следовательно, при сохранении добычи к концу года есть шанс извлечь 6,75 млн барр нефти. При условном коэффициенте баррелизации в 7,3, это примерно сопоставимо с 925 тыс. тонн.

Что касается 2017 года, то здесь ситуация сложнее. В бюджет Казахстана заложен прогноз в 4 млн тонн кашаганской нефти, что в пересчете составляет 75–80 тыс. барр/сутки. Увеличение до 12 млн тонн приведет к наращиванию добычи в 3 раза. Однако, как ранее уже писал «Къ» (см. материал «Первая нефть Кашагана», №36 от 13.10.2016 г.), это может привести к дополнительным убыткам для NCOC (консорциум, оператор добычи на Кашагане).

Помимо КТК, за скорейший запуск и форсирование добычи выступают и в Министерстве энергетики Казахстана. Хотя ранее глава АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев заявлял, что себестоимость добычи на месторождении составляет $90–100/барр при текущих мировых ценах в $52,44/барр (сорт Brent, по состоянию на вечер 19 октября).

«Что касается экономических интересов Республики Казахстан, то для нее не существует определения себестоимости добычи как таковой, так как Республика не вкладывает свои средства, и при любой цене на нефть для нее этот Проект будет приносить прибыль», – заявили «Къ» в профильном министерстве.

Конкретных формул для расчетов поступлений в госбюджет в Минэнерго не раскрыли, сославшись на конфиденциальный статус Соглашения о разделе продукции (СРП), но в общих чертах рассказали о предполагаемой модели налогообложения.

«Согласно СРП, Подрядчик [т.е. NCOC] имеет право получать в свое распоряжение определенный объем добытой продукции, стоимость которой равна сумме расходов, подлежащих возмещению Подрядчику (такой объём называется Компенсационная нефть или «Кост-ойл»)», – говорится в официальном ответе.

В случае добычи 4,5 млн тонн нефти на Кашагане в 2016–2017 годы и сохранении текущих цен на «черное золото» выручка Консорциума может составить около $1,65 млрд. При добыче 13 млн тонн к концу 2017 года и при аналогичных ценах – уже около $4,75 млрд. Какой объем из этих средств будет отнесен к «Кост-ойл» из ответа Минэнерго остается непонятным.

«Оставшийся объем добытой продукции, – продолжают там, – должен быть разделен между Подрядчиком и Республикой в виде дохода (так называемая Прибыльная нефть или «Профит-ойл»). Размер доли «Профит-ойл» Казахстана зависит от экономической успешности Проекта», –добавляют в министерстве.

«Кроме доли в «Профит-ойл» Республики, Подрядчик должен выплачивать Казахстану налоги (подоходный налог с юридических лиц, НДС, сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор за регистрацию юридических лиц, государственная пошлина, сбор за таможенную очистку, природоохранные платежи, а также пенсионные, социальные, медицинские отчисления и подоходный налог с персонала, удерживаемые у источника выплаты), приоритетный платеж и бонусы», – акцентировали в пресс-службе ведомства.

При этом в Минэнерго отметили, что страна также получает налоги и другие обязательные платежи в бюджет от субподрядных организаций, в том числе КПН и другие налоги с работников, удерживаемые у источника выплаты.

Экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов также обращает внимание на то, что «из $53 млрд уже потраченных средств на проект, Казахстан уже получил $12,5 млрд в виде налогов и закупок по местному содержанию, около $0,5 млрд в виде финансирования социальных проектов и задействовал более 20 тыс. человек».

Комментируя вопрос окупаемости проекта, экономист призвал «смотреть [на ситуацию] в целом».

«Если речь идет о полных расходах, то при цене на нефть в $50/барр проект будет долго окупаться. Однако большая часть затрат по первому этапу была понесена, и сейчас надо смотреть на cash cost. Для таких расходов цена нефти более чем достаточна. АО «НК КМГ» будет получать свою долю (через KMG Kashagan B.V. владеет и управляет 16,88% в NCOC). При такой цене нефти, естественно, она маленькая. Но если смотреть в целом, то Казахстан получает хороший объем», – уверен представитель CSI.

При этом точных цифр по налоговому эффекту назвать никто не может.

«За следующие три года на Кашагане добудут около 30 млн тонн нефти. Налоговый эффект в целом положительный, но пока сложно назвать конкретные цифры, так как все зависит от цены на нефть», – комментирует он «Къ».

«Другим дополнительным бонусом от успешной добычи на Кашагане может стать появление новых транспортных маршрутов по доставке казахстанской нефти», – допускает Олжас Худайбергенов.

«[Например], строительство трубопроводов в китайском и/или азербайджанском направлении, что даст стране инвестпроектов еще на $5–6 млрд», – конкретизировал экономист.

По данным КТК, в 2015 году на танкеры было перевалено 42,8 млн тонн нефти. В 2016 году план уже составляет 45,8 млн тонн, а к концу 2017 года планируется завершить проект расширения трубопровода до 67 млн тонн, из которых 56 млн тонн придется на казахстанских производителей нефти. Бюджет проекта расширения КТК, по данным компании, составляет $5,4 млрд.

«Часть экспортной нефти пойдет по трубопроводной системе АО «КазТрансОйл», а именно по нефтепроводу Атырау – Самара, что будет иметь позитивный эффект для нацкомпании», – в свою очередь комментируют аналитики Halyk Finance.

«Однако отметим, что основным оператором экспортного маршрута для кашаганской нефти является Каспийский трубопроводный консорциум», – резюмировали в инвестбанке.