Китайская традиционная чайная церемония в Казахстане постепенно занимает свою нишу в сегменте рынка, создавая конкуренцию традиционным методам проведения деловых переговоров, таким, как кофе-брейк. На данный момент тех, кто может «правильно напоить чаем», в стране можно пересчитать по пальцам.
Один из первооткрывателей, предприниматель в Алматы Меир Соляник в качестве хобби начал увлекаться правильным чаепитием 10 лет назад. В 2013 году вместе со своим партнером он открыл экспериментальный бизнес «чайной церемонии» в стиле полузакрытого андерграунда. Дело пошло.
Первыми клиентами стали родственники, друзья, знакомые. Многие не воспринимали чаепитие без десерта, как это обычно принято в странах СНГ. Однако отличие чайной китайской традициционной церемонии от той же восточной чайханы – в создании особой атмосферы. Чай подается качественный, отборных сортов, его заваривают по специальной технологии, чтобы сохранить вкус и аромат. Сам процесс приготовления вызывает интерес к другой культуре.
«Главный и частый вопрос, который задают мне казахстанцы во время чайной церемонии: «А где же баурсаки?», – смеется Меир Соляник.
По его словам, китайская традиционная чайная церемония от западного стиля банкетно-фуршетных направлений (кейтеринг, кофе-брейк) отличается восточной культурой, атмосферой, еда, даже самая легкая, в чаепитии не предусмотрена в принципе, акцент направлен на ощущения и дегустацию различных сортов продукта.
В Алматы и Астане национальные компании и частные бизнесмены все чаще прибегают к проведению подобного «делового чаепития». Кстати, с помощью правильно подобранных сортов чая можно как затянуть процесс переговоров, так и быстренько их завершить. Все зависит от пожеланий заказчика. Стоимость чайной церемонии в среднем варьируется от 3 до 20 тысяч тенге и выше с человека.
Перед тем, как создать чайный дом «Белый Лотос», изначально чаепитие для Меира было личным увлечением, философией и дисциплиной, благодаря которой возникла идея научить людей «правильно» пить чай. В странах СНГ, в частности, в России, существует целая субкультура – «чайные пьяницы» – сообщество людей, отказавшихся от наркотиков, алкоголя и сигарет в пользу полезной привычки сознательно пить чай. Такого течения в Казахстане пока нет.
Иногда Меир получает заказы на проведения чайной церемонии для частных наркологических реабилитационных центров. Как оказалось, действие некоторых сортов чая помогает вытеснять вредные привычки. «Чаи высокого сорта не вызывают привыкания, и это научно доказано, скорее всего, люди становятся «чайными пьяницами» из-за самой обстановки и процесса. Что действительно вызывает химическое привыкание – так это кофе», – уверяет чайный предприниматель.
Чайная церемония как бизнес рентабелен, в планах бизнесмена открыть школу обучения и несколько чайных домов в стране. Процесс бизнеса Меира выстроен так, что он сам участвует во всем, начиная с закупа чая, отправляясь три раза в год в Китай, и заканчивая его приготовлением.
Цены на коллекционные чаи приблизительно следующие: сорт «Да хун пао» стоит от 100 до 1200$ за 1 кг, «Тигуанинь» – от 100 до 400 $ за 1 кг, «Пуэр» – от 20 до 1200 $ за 1 блин, «Молочный улун» – от 35 до 100 $ за 1 кг.
«Покупка чая непосредственно у китайского производителя в Китае тоже своего рода церемония. Она требует спокойствия и сноровки. При покупке чая нужно подолгу вдыхать его аромат, не торопиться и обязательно смотреть в глаза продавцу, только тогда можно приобрести действительно качественный чай. Это очень важно. «В Казахстане, в частности в Алматы, когда я провожу церемонии, спросом пользуются разные сорта чая «улун». Работа с китайскими продавцами, с которыми у меня уже давно налажено партнерство, сродни спортивному спаррингу, они вовлекаются в продажу как в игру, кураж и вполне могут дорого продать чай с истекшим сроком годности незнающему человеку. Как правило, на истекший срок чая добавляют различные усилители вкуса и ароматизаторы и сбывают на рынок. Если смотреть с точки зрения восточной медицины, то чай обладает энергией «ци», которая через год теряется. Если чай стоил 700 долларов за кг, то через год по истечении срока он будет стоить не более 100 долларов за кг.
Чай можно рассматривать с разных аспектов. Как гастрономический продукт. Как культурный аспект, который имеет тысячелетнюю культурную историю. А также как медицинский продукт. Чай может как навредить, так и оздоровить. Если чай пить холодным или простоявшим более двух часов, то такой напиток считается неполезным. Если чай заварить правильным кипятком с нужной температурой, то он регулирует давление, поднимает общий тонус, выводит шлаки и нейтрализует около 72 ядов и токсинов», – говорит предприниматель. На чайной церемонии все выглядит по-восточному спокойно: на заднем фоне расслабляющая музыка, на столе этапы подготовки к чаепитию: сначала надо прочувствовать запах благовония, который, кстати, также сложно найти, как и качественный чай. А затем проходит сам процесс чаепития с тонкими хитростями, как держать чашку, как пить, посчитать, сколько звуков издаст перевернутая чашка.
Увидев в Казахстане чайную церемонию, иностранные инвесторы удивляются разносторонней предприимчивости бизнесменов. Например, в самом Китае чайная церемония в чайных клубах – занятие весьма дорогое. В Казахстане чаепитие могут позволить себе компании и люди среднего класса, утверждает предприниматель. Ее востребованность именно в среде бизнеса говорит о необходимости перехода от суеты к спокойствию. То есть, деловые люди интуитивно стремятся к самой атмосфере спокойствия и гармонии.
По данным Алматинской палаты торговли и инвестиций, Казахстан занимает 10-е место в мире по количеству потребления чая. Емкость казахстанского рынка чая составляет около 24,5 млн кг в год. Черный чай по-прежнему занимает более 90% местного рынка. В Казахстане работают свои чайные фабрики с сырьем из Индии, Шри-Ланки, Кении, Китая. Половину рынка, почти 50%, занимают поставщики из Индии.