Инвестиции

Между сырьевыми компаниями и налоговыми органами не утихают споры по ценообразованию на сырье

Консалтинговые компании отмечают растущее внимание налоговых органов к трансфертному ценообразованию сырьевых компаний в Казахстане

Консалтинговые компании отмечают растущее внимание налоговых органов к трансфертному ценообразованию сырьевых компаний в Казахстане, что увеличивает количество фискальных разночтений. Для повышения понятности регулирования в этой сфере Комитет государственных доходов разрабатывает методики расчета, изучает источники информации по сырьевым рынкам и разъясняет применение трансфертного ценообразования для различных товарных позиций.

По данным компании PricewaterhouseCoopers Казахстан, в последнее время в Казахстане между сырьевыми компаниями и налоговыми органами часто возникают споры по трансфертному ценообразованию на сырье. Согласно мировой практике ОЭСР, трансфертная цена – это цена, по которой компания предоставляет или продает товары, нематериальную собственность или услуги ассоциированной стороне.

В целом, трансфертное ценообразование определяется многими экспертами как реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. С точки зрения налогообложения, в таких схемах существуют риски, что общая прибыль группы юридических лиц будет перераспределяться в пользу экономических субъектов, находящихся в государствах с более низкими налогами или оффшорами. Отдельные налоговые специалисты считают, что при трансфертном ценообразовании популярны схемы международного налогового распределения, позволяющие оптимизировать фискальную нагрузку компаний, работающих на мировых рынках.

В казахстанском законодательстве практикуется контроль трансфертного ценообразования практически во всех международных сырьевых сделках, то есть не только со связанными, но и независимыми сторонами. Иногда казахстанские сырьевые компании работают на глобальных рынках с независимыми трейдерами, с которыми договариваются о ценах в зависимости от мировой конъюнктуры. Однако из-за большого транспортного плеча, отсутствия выхода к морю, дополнительных расходов и скидок, определяемых как «дифференциалы» от цены, такие как, например, расходы на фрахт, страхование, инспекцию, маржа трейдера, банковские и другие расходы, окончательная цена на казахстанское сырье может существенно отличаться от установленных мировых, иногда в пределах 10%. Сырьевикам в диалоге с контролирующими налоговыми органами приходится документально доказывать обоснованность дифференциалов в сопоставимых мировых ценах на сырьевые товары или же путем использования источников рыночной информации, которые признаны официальными согласно законодательству. Для отдельных товарных позиций таковыми являются расценки, выставляемые западными агентствами Argus, Platt’s, Thomson Reuters.

Так как большинство сырьевых компаний Казахстана работают на экспорт, то их ценообразование при вывозе сырья часто вызывает вопросы налоговых органов. Недавно, к примеру, в региональных судебных инстанциях и Верховном суде рассматривалось дело между одной из угольных компаний и Комитетом государственных доходов Казахстана по экспорту угля в Россию в 2009–2012 годы. В нем, по данным экспертов, для подтверждения соответствия цен в экспортных поставках полезных ископаемых в адрес трейдера по рыночным ценам компания применила метод цены последующей реализации и предоставила проверяющим органам исследование рыночного уровня маржи независимых трейдеров, подготовленное с использованием коммерческой базы данных. Налоговые органы согласились с применением метода цены последующей реализации и использованием коммерческой базы данных для проведения исследований рыночного уровня маржи трейдеров, но не согласились с результатами исследований рыночных данных, предоставленных компанией. В итоге налоговой проверкой было установлено завышение маржи трейдеров ввиду различий в подходе к проведению исследования налоговых органов и компании, которой было доначислено налогов на сумму более 1 млрд тенге. Примечательно, что рыночные расчеты при трансфертном ценообразования угольной компании были проведены авторитетной консалтинговой компанией ТОО «КПМГ Такс энд Эдвайзори». Между тем, их коллеги из «Делойт» определили этот судебный бизнес-кейс в своем информационном обзоре по судебной практике Верховного суда РК за май-сентябрь 2016 года, как «пример занижения стоимости экспортируемого угля».

«В настоящее время КГД МФ РК изучает международные рынки сбыта казахстанского угля для улучшения эффективности контроля при трансфертном ценообразовании», – сообщил заместитель руководителя Специализированного управления КГД МФ РК Канат Доспанов в телефонном разговоре с «Къ».

«В данном направлении сейчас проводится работа, изучаются международные рынки угля, проводится анализ. Цена на уголь зависит от его калорийности, также влияют такие факторы, как объем и долгосрочность контрактов», – сказал он в ходе беседы, комментируя запрос портала по разъяснению позиции КГД МФ РК в сфере трансфертного ценообразования на казахстанский уголь.

«В Казахстане добываются угли разных марок с различной калорийностью. Это экибастузский уголь, шубаркольский и другие. Не на все угли имеются цены, публикуемые международными ценовыми агентствам. В основном наши угли поставляются в РФ, это сложилось в силу исторических взаимоотношений. Многие российские ТЭЦ в основном потребляют экибастузский уголь, то есть это уголь «Богатырь Комир». Остальные угли частью поставляются в Китай, есть другие страны и так далее. В качестве методики определения цены здесь есть разные подходы. На некоторые угли есть цены, на некоторые нет», – пояснил эксперт налогового органа.

Ранее, по данным информационных агентств, 21 июля на брифинге в Астане Канат Доспанов сообщал, что существуют методики по расчету трансфертного ценообразования по четырем товарам. По словам эксперта, они были разработаны для хлопковолокна, титана губчатого, титана и магния в слитках, природного газа и концентрата природного урана.

«В методике по урану используются официальные источники информации компаний «Ux Consulting LLC» (США) и «TradeTech LLC» (США), которые публикуют цены как спотовые, так и долгосрочные. По титану губчатому и магнию в слитках используется источник «Металлургический бюллетень» (Россия), а по титановым слиткам – американский сайт www.metalprices.com компании «Metal Prices.Com. Вся информация по источникам и методикам размещена в системе «Юрист-Параграф». Уран и титан имеют четкий ГОСТ», – уточнил налоговый специалист.

По словам Доспанова, отдельных методик по трансфертному ценообразованию для цинка, золота, меди, редкоземельных металлов, железорудного сырья, ферросплавов, свинца и серебра не требуется.

«Цинк, золото, медь, серебро, свинец – это биржевые товары. На них цены публикуются официальными источниками. В частности, MetalBulletin публикует цены Лондонской биржи металлов по меди, цинку, свинцу. По золоту и серебру – это Лондонская биржа драгоценных металлов. Мировые цены учитываются компаниями с разницей в дифференциале и согласно законодательству о трансфертном ценообразовании, применяя метод сопоставимой неконтролируемой цены, можно рассчитать рыночную цену. Разработка методики распространяется на те товары, по которым есть какие-то неясности по рынкам, специфике торговли, а также отраслевая специфика. В основном это товар узконаправленный, который не имеет аналогов», – говорит представитель налогового госоргана.

«По железорудному сырью и ферросплавам также публикуются цены в официально признанных источниках информации, – указывает эксперт. – Рыночная цена на эти металлы рассчитывается с учетом специфики целевых рынков и дифференциалов в виде расходов по доставке, а также сопутствующих расходов».

Комментируя вопрос о возможности заключения сырьевыми компаниями отдельного соглашения с КГД МФ РК для предсказуемого расчета трансфертного ценообразования на свою продукцию, Доспанов отметил, что такой вариант разрешен законодательством о трансфертном ценообразовании и для заключения данного соглашения в целом компании стремятся определить метод определения цены и источник информации. «На данный момент у нас существует соглашение по определению цены по нефтепродуктам. По данному соглашению между уполномоченным органом и компанией регламентирован метод. Это метод сопоставимой неконтролируемой цены и источники информации, которые регулируют эти цены. В целом соглашения являются индивидуальными и конфиденциальными, это уже прямо в самом правиле прописано. Поэтому каждая компания индивидуально заключает соглашение, это право компании, они могут согласно правилу и закону подать документы, определенный перечень документов есть, и в течение 90 рабочих дней уполномоченный орган рассмотрит эти документы», – указал в телефонном разговоре заместитель руководителя Специализированного управления КГД МФ РК.

Вместе с тем, эксперты PwC рекомендуют сырьевым компаниям, вывозящим свою продукцию за рубеж, проверить расчет цен в сделках по реализации товара на соответствие с текущей правоприменительной практикой для оценки потенциальных налоговых рисков. Также сырьевикам советуют подготовить техническую аргументацию для обоснования ценообразования в международных сделках в случае потенциальных разночтений с налоговыми органами.

Более того, для значительного снижения рисков налоговых доначислений по трансфертному ценообразованию целесообразно инициировать заключения соглашения по трансфертному ценообразованию с КГД, что позволит закрепить подход компании к расчетам рыночных цен в сделках с налоговыми органами, считают в PwC. Как известно, сырьевые компании, начиная с 2009 года, имеют возможность прийти к соглашению по трансфертному ценообразованию (Advance Pricing Agreement) с фискальными органами на три года. В таком случае им придется прозрачно заявить свои схемы продаж и предоставить информацию о своих дифференциалах, входящих в затраты покупателя, для демонстрации формулы образования цены на свои товары.

В целом, по мнению PwC, данная практика должна получить свое развитие в Казахстане в виду востребованности данного инструмента в странах ОЭСР. При этом на сегодняшний день Комитет государственных доходов и бизнес-сообщество взаимодействуют в процессе разработки правил по ценообразованию на экспортируемую сырую нефть, которые будут общими для всех казахстанских экспортеров нефти.