Руководство казахстанского Научного центра противоинфекционных препаратов (НЦПП) опровергло заявления Генпрокуратуры Кыргызской Республики о том, что в ходе клинических исследований казахстанского препарата ФС-1 двое больных умерли.
В ходе клинических исследований любых медицинских препаратов во всем мире пациентов делят на две группы: те, кто получает препарат и те, кто получает плацебо, т.е. нейтральную субстанцию. При этом, абсолютно все пациенты получают стандартное лечение. Данная практика принята во всем мире. Сейчас казахстанский противотуберкулезный препарат ФС-1 находится в третьей фазе исследований.
Третья фаза клинических исследований характерна тем, что в ней принимает больше участников – свыше 1000, и испытания проводятся в разных странах и научно-исследовательских центрах. В 2014 году Минздрав Кыргызстана официально разрешил проведение третьей фазы на территории страны. Александр Ильин, председатель правления АО «НЦПП», продемонстрировал все разрешительные документы, выданные, как кыргызской стороной, так и казахстанской.
За два года исследований действия ФС-1 около 400 больных туберкулезом легких с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) получали во время лечения препарат, в том числе 70 пациентов из Кыргызстана. Не было зарегистрировано ни одного серьезного побочного эффекта. Смертность в процессе приема лекарства составила 0%.
Пациенты, которые принимали участие в исследованиях и скончались (один в 2014 году, второй в 2016), умерли от осложнений заболевания и казахстанский препарат ФС-1 не получали. Они были в группе, получающей плацебо. «Те больные, кто получает ФС-1, живы и здравствуют. Мы в Казахстане провели две фазы клинических испытаний. Прежде чем перейти на третью фазу, Минздрав нам все утвердил. Препарат очень эффективный. Это, во-первых, не антибиотик. А это одна из мировых проблем – антибиотико-устойчивые заболевания. Туберкулез является одним из первых заболеваний с данной особенностью. Когда мы даем наш препарат, сроки лечения сокращаются в два раза», — рассказывает Марат Кулманов, доктор медицинских наук, профессор кафедры фтизиопульмонологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.
Скандал, развернувшийся вокруг препарата, начался еще в мае этого года. Тогда Общественный наблюдательный совет (ОНС) при Минздраве Кыргызстана опубликовал письмо, где обратился к властям и, в частности в Генпрокуратуру. Закончилось дело тем, что по рекомендации Минздрава выдачу препарата прекратили. В свою очередь, больные туберкулезом с МЛУ начали писать письма во все возможные инстанции о возобновлении лечение с помощью ФС-1.
«ОНС – некая структура, которая было создана несколько лет назад для того, чтобы сделать более прозрачными отношения министерств и общественности», — объясняет Евгений Гуськов, независимый журналист из Кыргызстана. Марат Кулманов рассказал, что НЦПП в начале октября подал иск в Ленинский районный суд в Бишкеке на Общественный наблюдательный совет КР.