Политика в области образования стимулирует отток молодежи за границу
Казахстанские эксперты обсудили вопрос повышения эффективности управления государственными активами в образовании и провели дискуссию о том, какие главные обязательства в области образования должно нести государство в нынешних экономических условиях.
По мнению политолога и аналитика Марата Шибутова, относительно образовательных активов должна быть четко выработана государственная позиция — зарабатывают ли эти активы деньги или выполняют социально важные функции, а также куда идет получаемая прибыль — в дивиденды, на сотрудников, основной капитал, или же будет расходоваться на другие статьи.
По данным проведенного экспертом исследования, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается 8 834 дошкольных учреждения, среди которых 2 648, или 30%, государственных. В республике насчитывается 7 590 дневных общеобразовательных, начальных и вечерних школ, и почти все они, 95,6%, находятся в собственности государства, как и 60% колледжей (473 из 780). Что касается высших учебных заведений, то из 127 казахстанских институтов и университетов 69, или 54,3%, принадлежит государству.
«В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, нам гарантировано общее бесплатное среднее образование и возможность доступа к государственному высшему образованию. Все остальное является не конституционной обязанностью государства, но развитием идеи о социальном государстве. Основные обязательства заключены в этих статьях, и их изменение будет означать изменение государственной политики», — прокомментировал Марат Шибутов. Образовательные заведения несут идеологическую функцию, это институт социализации в государстве. Сфера образования, кроме того, представляет собой часть социального договора между властью и обществом.
Согласно данным, озвученным экспертом, расходы госбюджета на образование в 2015 году составили 1 трлн 400 млрд тенге. 10% этой суммы уходит на дошкольное образование, 52% — на начальное и среднее, 7% — на техническое, 10% — на высшее, 1% — на переподготовку и повышение квалификации 19% — на прочие услуги в сфере образования. «Более 99% затрат в сфере высшего образования уходит на основной вид деятельности. Это значит, что все усилия, направленные на то, чтобы сделать вузы научными центрами, конструкторскими бюро, провалились Доля научных исследований в объеме услуг вуза составляет 0.1% — это мизерная часть бюджета», — считает Марат Шибутов.
По мнению аналитика, государство вообще не очень четко понимает свои обязательства в области образования, а это, прежде всего, социальная функция. Существует разрыв между количеством школ с естественно-математическим образованием и количеством грантов по соответствующим специальностям на высшее и послесреднее образование. А это — один из признаков того, что «хромает» прогнозирование в части того, специалисты какой квалификации будут востребованы казахстанской экономикой, соблюдение пропорций между количеством выпускников и количеством рабочих мест нарушено.
В последние годы количество выпускников очных отделений, получавших грант, колебалось в пределах 31-33 тыс., при этом в прошлом году, приводит данные эксперт, на работу по специальности устроились 8 тыс человек. «Конечно, есть люди, которые получают второе образование, но в общем и в целом КПД все равно низкий, к тому же никто не знает, сколько человек, учившихся на грант, поступает на работу. Если говорить о специалистах с высокой квалификацией, то среди них, по данным Министерства национальной экономики, потребность составляет 2,5 тыс человек в год, а у нас в магистратуре учатся 7,5 тыс человек, за которых мы платим от 600 тыс. до 8,5 млн тенге в зависимости от специальностей», — утверждает Марат Шибутов.
С тем, что Министерство образования и науки не понимает, как правильно использовать ресурсы, которые имеются в его распоряжении, согласна и директор Бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева. По ее мнению, не совсем понятен механизм формирования грантов. Понятно, что это инструмент социальной стабильности, и люди приложат все усилия, чтобы их ребенок смог поступить на грант и получить высшее образование, неважно, идет ли речь о профессии мечты или о другой специальности. «Соответственно, и ректоры национальных университетов уповают на грант, не продумывают маркетинг. Люди поступают в эти университеты, а потом наступает серьезное разочарование, и это обесценивает деньги, которые государство выделяет на образование. Учебные заведения, в свою очередь, работают не на потребителя, а на главного распределителя экономических благ – государство в лице МОН», — считает г-жа Мендыбаева.
Если разрыв в стоимости грантов в разных вузах отражает качество образования, то, задаются вопросом эксперты, возможно, есть смысл давать меньше хороших и дорогих грантов, чем больше дешевых? «Нужно смотреть, какие затраты действительно оправдали себя. На развитие вузовской науки выделяли такие деньги, какие прикладные институты не получали никогда в жизни, но отдачи не было. Всего 2% бюджетов уходит на переподготовку специалистов. Получается нестыковка: мы платим огромные деньги на подготовку специалистов, но потом, когда они не могут найти работу, у нас остается мало средств на переподготовку и повышение квалификации. Надо перераспределять средства, исходя из нюансов специальности. Если в наших колледжах всего 19% студентов обучаются по рабочим специальностям, а остальные поступали, чтобы не сдавать ЕНТ, может быть, есть смысл уменьшить количество колледжей?» — задается вопросом Марат Шибутов.
Как отмечают эксперты, главным экономическим результатом несогласованности может стать увеличение стоимости образования, которое еще сильнее вгонит казахстанцев в кредитную кабалу. Казахстанская экономика создает всего 30-40 тыс. рабочих мест в год, и в будущем их число если и увеличится, то преимущественно для рабочих специальностей, а значит, множество выпускников вузов не смогут найти себя в профессиональной жизни, если только не найдут себя на общем рынке труда в странах ЕАЭС.
В условиях экономического кризиса государство должно сделать упор на доступность, дешевизну и прикладной характер образования, считают участники дискуссии. Ключевыми обязательствами должны стать социальные, а не экономические. Следует более качественно пересчитывать и обосновывать стоимость обучения в рамках государственного образовательного заказа, исключив большие разрывы в стоимости образования между бакалавриатами аналогичных вузов. Пока же государственная политика в области высшего и послесреднего образования приводит к тому, что перспективная молодежь уезжает за границу, а спустя годы принимает гражданство иностранных государств.