Снижение базовой ставки НБ было ожидаемым — мнения
14 ноября Национальный банк принял решение о снижении базовой ставки с 12,5 до 12% с сохранением ширины процентного коридора в +/-1%. Ставки по операциям предоставления ликвидности теперь составляют 13%, а по операциям изъятия ликвидности – 11%. Несмотря на снижение, эксперты полагают, что базовая ставка находится еще на очень высоком уровне, чтобы говорить о влиянии на рост кредитования.
По словам председателя Национального банка Данияра Акишева, решение о снижении базовой ставки обусловлено понижательной динамикой инфляции, которая полностью соответствует траектории прогноза НБ РК.
«Также отмечаются продолжающаяся дедолларизация банковских вкладов и снижение инфляционных ожиданий населения. При этом мы достаточно взвешенно подходим к решениям по базовой ставке. Снижение базовой ставки возможно при значительном улучшении экономической ситуации и устойчивых признаках стабильности на финансовом рынке», — отметил Акишев.
Напомним, 3 октября 2016 года Нацбанк РК снизил базовую ставку с 13 до 12,5%.
По словам члена правления Halyk Finance Мурата Темирханова, такое снижение было ожидаемо аналитиками компании, однако Halyk Finance рекомендовал более осторожный подход к снижению ставки.
«Мы предлагали брать паузы после каждого снижения, чтобы посмотреть влияние такой политики на экономику», — говорит эксперт.
Он считает важным отметить, что инфляция в октябре резко ускорилась. Так, в сентябре инфляция за месяц составила 0,2%, а в октябре она была уже 0,6%. Было несколько факторов, влияющих на инфляцию. Одним из них, возможно, не самым крупным фактором, было снижение базовой ставки в начале октября.
По его словам, наверное, самым крупным фактором для ускорения инфляции стали очень существенные суммы трансфертов из Нацфонда в бюджет, осуществленные именно в октябре. Другим существенным фактором, влияющим на инфляцию, стал резкий рост цен на дизтопливо, который произошел из-за прекращения регулирования цен на этом рынке и повышения налогов на него.
«После такого ускорения инфляции в октябре мы ожидали, что Нацбанк все-таки возьмет паузу. Однако он — по видимости, по инерции — все-таки пошел на это. Однако в пресс-релизе Нацбанка можно отметить, что его настроения по дальнейшему снижению ставки стали явно гораздо более консервативными. Надеюсь, что в этот раз Нацбанк возьмет паузу по снижению ставки хотя бы до марта», — говорит Мурат Темирханов.
Представитель Halyk Finance полагает, что ситуация с инфляцией в 2017 году будет явно не простой. Сейчас у всех очень сильные ожидания по росту цен на бензин, и за этими ожиданиями есть определенная база. Рост цен на услуги естественных монополистов (электричество и прочее) было отложено на 2017 год. Если поднимутся ставки ФРС, то доллар усилится, а тенге ослабнет, что может повлечь рост цен на импорт. И так далее. Факторов по потенциальному ускорению инфляции много, и один из них — существенный рост кредитования банками.
«Что касается стимулирования кредитования за счет снижения базовой ставки, то ставка остается еще на достаточно высоком уровне – 12%, чтобы говорить о серьезном её вилянии на рост кредитования. К сожалению, все наши прошлые ошибки в экономической политике привели к тому, что перед регулятором стоит дилемма: либо стимулировать кредитование, либо снижать и стабилизировать инфляцию. С точки зрения долгосрочного роста страны борьба с инфляцией важнее, и в этом я полностью поддерживаю Нацбанк», — добавил Мурат Темирханов.
Для председателя правления BRB Invest Галима Хусаинова снижение ставки также не было неожиданностью. «Происходит медленное снижение базовой ставки, что было предсказуемо, так как высокие процентные ставки как инструмент борьбы с инфляцией может дать обратный эффект. Поэтому держать ставки на высоких уровнях долгое время нельзя», — прокомментировал он.
По его мнению, эта мера регулятора снизит ставки по кредитам в банках, но незначительно и не сразу же. «Всегда существует временной лаг между принятием решения Нацбанком и БВУ», — говорит эксперт.
Говоря о том, как это повлияет на уровень инфляции в стране, Галим Хусаинов считает, что сдерживание инфляции за счет высоких ставок и низкой денежной массы носит краткосрочный эффект, так как отсутствие ликвидности ведёт не только к сокращению спроса, но и к сокращению предложения, и последнее может спровоцировать инфляцию. В этом плане необходим баланс и расчёты.