После паники на фондовых рынках мира, связанной с победой Дональда Трампа на выборах в США, в последние дни наблюдается затишье. По словам экспертов, неожиданно резкое укрепление доллара в Казахстане также связано с результатами выборов в США.
Рынок акций
Как сообщает эксперт Промсвязьбанка Евгений Локтюхов, мировые рынки исчерпали инерцию к росту, заданную избранием Дональда Трампа на пост президента США, и теперь могут перейти к оценке поступающей статистки и заявлений ФРС, а также следить за формированием новой президентской администрации США для понимания приоритетов в реализации предвыборных обещаний Д. Трампа.
«Мы констатируем, что доллар, промышленные металлы, а также сектора – ожидаемые бенефициары политики Дональда Трампа (Metals&Mining, Financials) выглядят локально перегретыми, в то время как в первую очередь рынки облигаций, драгметаллы и акции технологического сектора, напротив, выглядят перепроданными. Также стоит добавить, что в Китае озаботились ралли на рынках угля и металлов, анонсировав на прошлой неделе меры по росту стоимости операций на товарных биржах и, видимо, будут и дальше ужесточать контроль за этими рынками. Это может способствовать некоторому охлаждению рынка металлов. Отметим и рынок нефти, на котором фьючерс Brent тестировал уровень $44 за баррель, но сумел вернуться выше $45. Приближение саммита ОПЕК, который состоится 30 ноября, а также назревшая стабилизация валютных рынков позволяют ждать здесь некоторого улучшения», — говорит Евгений Локтюхов.
В целом эксперт оценивает конъюнктуру мировых рынков как близкую к нейтральной: «Азиатские рынки вновь не показывают единой динамики, нефтяные котировки и фьючерсы на американские индексы подрастают. Мы ждем, что российский рынок акций сегодня может получить поддержку со стороны рынка нефти и хорошей финотчетности Сбербанка по МСФО и вернуться в диапазон 2030–2050 пунктов по индексу ММВБ. От лидеров роста предыдущих дней, металлургов, ждем коррекции», — сказал он.
В свою очередь шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев считает, что уход в более безопасные инструменты возобновится по трем причинам. Первая: все объявленные Трампом меры в любом случае дадут эффект не сразу — даже если этот эффект и будет самым положительным, на первом этапе компании ждут новые расходы и трудности переходного периода, и доход многих мультикорпораций уменьшится при этом, а не вырастет.
«Во-вторых, если меры Трампа, допустим, подстегнут экономический рост, что приведет к более быстрому подъему ставок, то высокие ставки могут быть аргументом к росту курса доллара, но никак не к росту фондового рынка. Третья: внешнеполитическая программа Трампа, которой так пугали рынки, скорее всего, приведет как минимум к частичной утрате долларом функции единственной и главной резервной мировой валюты, к перераспределению этих функций в международном масштабе в пользу Азии и Европы. При этом еще может всплыть тема урегулирования космического долга США, и даже могут быть подняты вопросы реструктуризации этого долга», — говорит он.
Сейчас, по мнению шеф-аналитика, участники рынка не торопятся и продолжают анализировать поступающую информацию, и на этой неделе пока динамика умеренная. В первые два дня недели динамика индексов США разнонаправленная: в пределах плюс-минус 0,5–1,5% в обе стороны.
Такая же ситуация и с азиатскими индексами. В частности, японский Nikkei в понедельник вырос на 1,7% благодаря лучшей, чем ожидалось, статистике по ВВП Японии и пока что остается на достигнутых уровнях. Гонконгский Hang Seng и FTSE снизились в пределах 1,5% из-за данных о снижении темпов роста розничных продаж в Китае с 10,7 до 10% в год, при этом росту китайского China 50 это не помешало. Ожидается, что рост на биржевых площадках в разных регионах мира может в ближайшие недели продолжиться.
Однако по мере приближения даты 14 декабря, когда от ФРС ожидают подъема процентной ставки, если еще не намного раньше, инвесторы, скупавшие акции 9–10 ноября, начнут фиксировать прибыли, а также многие держатели акций поспешат избавиться от части своих портфелей и перевести их в деньги: подъем ставок ФРС сделает дороже кредитные деньги, а значит, уменьшит и денежную массу, за счет которой и росли как на дрожжах индексы.
«Когда распродажи вновь начнутся, то в первую очередь будут распродавать бумаги тех же компаний, что и накануне дня выборов. Особенно технологический сектор и медицинские компании, получающие выгоду от Obamacare, но существенно потерять в цене может также и банковский сектор. А если 30 ноября не примет должных ожидаемых мер ОПЕК, то и нефтяные компании, и все сырьевые отрасли», — прогнозирует Петр Пушкарев.
Комментируя ситуацию, аналитик AxiTrader Грег МакКенн отмечает, что на данный момент ожидания, связанные с последствиями избрания Трампа президентом США для экономики, заложены в азиатские рынки акций. «Я думаю, для Азии ситуация сейчас лучше, чем для других emerging markets», — сказал он.
По мнению аналитиков АО «Фридом финанс», в ближайшей перспективе под давлением может оказаться сильно выросший за последние месяцы финансовый сектор. Сомнения по поводу роста ставок в декабре, могут прервать основной драйвер финансового «ралли». Сектор перекуплен и нуждается в коррекции. «Альтернативная энергетика – еще одна жертва выборов. Клинтон продвигала снижение зависимости от ископаемых видов топлива, субсидии для альтернативной энергетики и обещала установить 500 миллионов солнечных панелей в случае ее избрания. Соответственно все эти драйверы сектора сходят на нет (SCTY)», — пишут аналитики Фридом финанс.
Нефтяные и сервисные компании могут извлечь определенные выгоды (в особенности производители сланцевой нефти), поскольку Трамп собирается смягчить нормативы по буровым работам и геологоразведке. Кроме того, возможно строительство массивных пограничных стен на южных границах, компании ожидают получить контракты на строительство стены.
При этом аналитики говорят, что не все еще так однозначно — реальная политика Трампа пока неопределенна и туманна, учитывая что многие его предвыборные заявления рассматривались в большинстве случаев, как риторика и популизм, нежели реальная программа. Как показывает опыт президентства Обамы не все предвыборные обещания выполняются, система принятия в решений США основанная на системе сдержек и противовесов, и консенсусе интересов многих политических и экономических групп.
Рынок валют
В свою очередь старший аналитик NAS Broker Олег Сергеев рассказал, что валюты развивающихся стран, в том числе казахстанский тенге, тоже испытывают на себе удар, поразивший финансовый рынок, связанный с избранием Дональда Трампа 45-м президентом США. Причину такого обвала эксперт связывает с будущей политикой протекционизма Трампа, а также с ожиданием повышения процентных ставок ФРС.
Олег Сергеев напоминает, что ранее Дональд Трамп заявлял о запуске масштабного инфраструктурного проекта стоимостью более $600 млрд. Помимо инфраструктурных проектов, Дональд Трамп является сторонником фискального стимулирования экономики. Поэтому эти меры должны привести к резкому росту ВВП США, однако анонс данных мер уже привел к росту инфляционных ожиданий, что окажет давление на зарплаты работников американских компаний. По этой причине эксперт считает, что ФРС будет вынуждена прибегнуть к более резкому повышению процентных ставок, на фоне которого индекс американского доллара смог вырасти до уровня 100,04.
По его словам, эти факторы являются причиной последнего ослабления курса цены казахстанской валюты. Помимо этих важных причин на падение тенге влияют также «фактор Китая» и индивидуальные особенности, как в случае с мексиканским песо.
Для Китая и мировой экономики угрозу представляют обещания Трампа повысить на 45% тарифы на китайские товары. Так как экономика Поднебесной очень зависима от экспорта, данная мера спровоцирует как минимум ее замедление. Ослабление юаня не принесло ощутимых результатов, поэтому можно с уверенностью сказать, что оно будет продолжено. Экспорт в Китае снижается седьмой месяц подряд.
На меру Трампа по отношению к Китаю чувствительно отреагируют страны – партнеры Китая по торгово-экономическим отношениям: Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия. Около 30% занимает доля рынка Китая в экспорте каждой из этих стран.
В итоге лидерами падения среди валют развивающихся стран за четыре дня после выборов стали: турецкая лира, мексиканский песо, российский рубль, бразильский реал, южнокорейский вон.
«На фоне всей этой ситуации очень заметным выглядит решение Национального банка Казахстана о снижении базовой ставки до уровня 12%. Данное решение говорит, во-первых, об ограниченных рисках, связанных с политикой нового президента США для экономики Казахстана, и паника на валютном рынке лишь косвенно сказалась на курсе тенге», — комментирует Олег Сергеев.
Он напомнил, что свое решение регулятор объясняет улучшением экономической ситуации, инфляционным ожиданием на ближайший год, а также доверием к вкладам в тенге среди населения. «Безусловно, риски, с которыми столкнулись торговые партнеры Казахстана, а также перспектива на рынке нефти подчеркивают смелость данного решения, однако экономические показатели говорят о правильном курсе Национального банка», — добавил эксперт.