В МСХ Казахстана планируют увеличить комбайновый парк страны с расчетом на сборочные производства в Казахстане и ближнем зарубежье. В отрасль приходит понимание о необходимости локализации для снижения зависимости от курсовых колебаний и в надежде, что государство даст налоговые и финансовые преференции внутри страны.
В понедельник министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов рассказал в парламенте о том, что Казахстан планирует увеличить комбайновый парк страны. «3,6 млрд тенге мы потратили в 2015 году на покупку комбайнов. 40% по количественному выражению — это дальнее зарубежье, 60% — СНГ. При этом, 70% средств мы потратили на зарубежную технику. Теперь мы посчитали, что, если мы пропорцию поменяем, будем покупать, в основном, технику, производства СНГ: Россия, Белоруссия. При этом, по своим техническим характеристикам, они ничуть не проигрывают зарубежным аналогам, то в результате таких мер можно почти в 3 раза увеличить комбайный парк за те же деньги», — процитировало министра новостное агентство Bnews.kz.
По данным СМИ, в ходе обсуждения сборки комбайнов в Казахстане, вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев сообщил, что общая производственная мощность предприятий Казахстана на сегодня по выпуску сельхозтехники составляет 1 545 единиц комбайнов. При этом, комментируя сегодняшнее положение в конечном выпуске комбайнов, вице-спикер Мажилиса Владимир Божко заявил, что уровень локализации на сборочном предприятии в Костанае минимален, хотя оно получает поддержку лизинговой структуры «КазАгро» и имеет задолженность перед белорусскими партнерами. На что министр сельского хозяйства сообщил, что рынок зерноуборочных комбайнов ожидают налоговые изменения в уплате НДС на импорт, которые будут стимулировать дилеров переходить на сборку этих сельхозмашин, а не обеспечивать прямой завоз.
Сейчас в МСХ деньги, которые тратятся на покупку сельхозтехники по линии «КазАгрофинанс» по лизинговой программе, рассчитывают привязать к созданию именно отечественного завода по производству комбайнов или сельхозтехники. «Не секрет, что их много, но в основном они занимаются отверточным производством, уровень локализации там 20-25%. Теперь в рамках программы увеличиваем локализации на каждый год и готовы поддержать отечественное сельхозмашиностроение», — сказал Аскар Мырзахметов.
По данным корреспондента «Курсив» активная сборка зерноуборочных комбайнов сейчас ведется на предприятии «АгромашХолдинг» в Костанае, «КазТехМаш» в Петропавловске и «Вектор» в Кокшетау.
«По нашим оценкам рынок зерноуборочных комбайнов Республики Казахстан в 2015-2016 сельхозгоду составил порядка 900 единиц. Распределение по долям среди поставщиков следующая: «Ростсельмаш» ориентировочно занимает – 45%, «Гомсельмаш» – 28%, прочие импортные производители – 27%», — сообщил в ответе на запрос «Курсивъ» заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Ассоциации "Росагромаш" Андрей Агашков.
Четыре года назад, по данным агентства «Казах-Зерно» рынок зерноуборочных комбайнов Казахстана составлял примерно 1000 штук, где российские и белорусские производители занимали равные доли по продаже 400 комбайнов в год, а западные производители, в основном «Джон Дир» и «Клаас» вкупе с другими небольшими иностранными поставщиками продавали по 200 комбайнов ежегодно. При этом в 2009 году, согласно сведениям СМИ, «Ростсельмаш» занимал до половины рынка.
В какой-то мере внесла коррективы повышенная до более чем 30% пошлина ЕАЭС на ввоз зерноуборочных комбайнов извне единой таможенной территории, действующая с 2013 по 2016 годы. Однако для Казахстана эта мера была сглажена квотой в 300 зерноуборочных машин. В этом году, согласно правительственным документам, в рамках квоты заявлялась поставка всего 70 западных комбайнов по линии «КазАгрофинанс». Сейчас пошлина на комбайны снизилась до 5%, по данным Turkuaz Machinery.
За последние годы важную роль на казахстанском рынке зерноуборочных комбайнов сыграла девальвация. «Как и на российском рынке девальвация оказалась на руку производителям сельхозтехники ЕАЭС. То есть их продукция стала доступней импортной, и в этом заключается важное конкурентное преимущество. Российские комбайны давно уже не уступают импортным аналогам по техническим и экономическим характеристикам, поэтому рост стоимости импортных комбайнов, комплектующих к ним, дорогое сервисное обслуживание, позволили тому же «Ростсельмашу» чувствовать себя чуть лучше конкурентов», — констатирует Агашков.
Источники в отрасли сообщают, что в 2015-2016 сельхозгоду некоторые западные дистрибьюторы вообще не смогли продать свои зерноуборочные машины. Данные Claas и John Deere по продажам в стране за этот период на день публикации материала не были предоставлены, несмотря на запросы «Курсивъ».
Между тем, казахстанская сборка комбайнов «Ростсельмаш» увеличилась до более чем 450 единиц за последние два года, сообщают в российской ассоциации сельхозтехники. Хотя стоит отметить, что при запуске завода «Вектор» заявлялось о том, что он готов был собирать до 300 комбайнов в год. При этом «Ростсельмашем» сейчас обсуждается возможность увеличения ассортимента выпускаемой продукции на заводе партнера компании «КЗ Вектор».
«Общие поставки зерноуборочных комбайнов «Ростсельмашем» в регион за последние 2 года мы оцениваем в 700 единиц», — уточняют в «Росагромаш». Вместе с тем, ведущий российский производитель получает поддержку в лизинге со стороны «РосЭксимБанка», что помогает в реализации комбайнов этой марки в Казахстане.
Большие планы по сборке и у совместного предприятия казахстанского "АгромашХолдинга" и белорусского "Гомсельмаш" — "КазБелМаш" в Костанае. По данным «Интерфакс-Казахстан», на сборочном заводе планируется выпустить 320 комбайнов, что на 39% больше по сравнению с прошлым годом. «В 2017 году планируется довести сборку комбайнов до 510 единиц. Предприятие намерено развивать производственные мощности для совместного производства, ежегодно производить не менее 600 комбайнов, увеличивать долю местного содержания, расширять номенклатуру производимой продукции в Казахстане», — говорится в сообщении новостного агентства.
Белорусские комбайны также собирают в Жамбылской области, сообщают в региональном акимате. «На базе Шуского локомотивно-ремонтного завода началась сборка зерноуборочных комбайнов «Лида 1300». При этом используются комплектующие детали и механизмы белорусского ОАО «Лидагропроммаш». Четыре комбайна, собранные в Шу, уже работали в этом году на полях области», — указывается на веб-сайте местного госоргана.
Межотраслевая кооперация развивается и в сборке финских комбайнов Sampo 3085 между локомотивосборочным заводом в Астане и СП «КазТехМаш» из Петропавловска. «При содействии финских специалистов мы сейчас передаем приблизительно 500 чертежей в локомотивосборочный завод Астаны, где есть современные станки и оборудование. В целом планируем сотрудничать с примерно десятью казахстанскими машиностроительными заводами. Среди которых завод имени Кирова, «Мунаймаш», ЗМО, завод по металлообработке в Караганде. Уже передано в процентном соотношении около 40% технической документации на казахстанские заводы. Ожидаем, что это снизит себестоимость наших комбайнов до уровня российских производителей при финском качестве, ведь импорт комплектующих становится дорогим из-за курсовых колебаний», — рассказал корреспонденту «Курсивъ» финансовый директор «КазТехМаш» Нурлан Омаров.
В 2015 году на заводе «КазТехМаш» было собрано 28 зерноуборочных комбайнов, а в 2016 год объем производства достиг 30 комбайнов. В следующем году в сборке также намечается рост, планируют в компании.
«Локализация — это процесс неизбежный. Для начала надо завезти сюда технологии и сделать пусконаладку самого процесса. Локализация позволяет удешевить продукцию, но главное здесь все-таки качество. Мы говорим не только о комбайнах, отдельном заводе, а промышленности вообще, которая развивается с локализацией сборки. К ней подталкивают суперсубъективные факторы как пошлины и девальвация, но и возникает запрос на локализацию в партнерских странах. Мы также планируем наладить экспорт из Петропавловска в сибирские регионы и Приуралье. Возможно даже направление Дальнего Востока, учитывая, что российская железная дорога проходит через СКО. Гибридность локализации в коридоре 20-60% и ее технологичность установит параметры для продаж наших комбайнов в следующем году», — считает региональный директор по продажам и маркетингу Sampo Rosenlew Михаил Кулик.
В компании Turkuaz Machinery, которая занимается импортом европейских комбайнов New Holland, также настроены решительно на производство зерноуборочных машин в Казахстане. «Мы начали пока отверточную сборку. Сейчас нет никакой разницы импортировать или проводить сборку, в обоих случаях комбайны в равной степени облагаются пошлиной и НДС, с точки зрения доступа к дешевым финансам нет разницы. Но для стратегической перспективы мы уже решили подключаться к местной сборке, так как Казахстан рано или поздно начнет защищать свою сборку и производство сельхотехники. Но сейчас люди хотят покупать комбайны с зарубежных заводов, тем более, что для отечественной сборки каких-либо льготных условий нет», — говорит управляющий директор департамента сельскохозяйственного оборудования Turkuaz Machinery Огуз Куран.
Любопытно, что в прошлом году клиенты компании предпочитали покупать комбайны New Holland, собранные за рубежом, а не Костанае на базе предприятия «Агромашхолдинг», хотя качество и цена были практически одинаковыми, отмечает представитель турецкой компании. «Но мы хотим сохранить доступ к местной сборке, на следующий год также будем продолжать, но сильно в это не вкладываем надежды, сборка будет на минимальном уровне продолжаться. Будем надеяться, что рано или поздно правительство Казахстана даст приоритет местной сборке с точки зрения дешевых финансов и налогов, тогда люди будут выбирать не импортные комбайны, которые станут дороже собираемых. В России так, у нас там завод есть, если ты покупаешь импортируемый комбайн, то там большие таможенные сборы возникают и там нет доступа к дешевым финансам, поэтому все покупают собранные там New Holland и Case, John Deere, Claas, потому что клиентам выгодно», — утверждает специалист по сельхозмашиностроению.
В этом году компания продала 12 зерноуборочных комбайнов, а в следующем году в Turkuaz Machinery ожидают рост продаж. Количество собранных комбайнов New Holland в Костанае составило 10 единиц, из них был продан только один, так как клиенты предпочли аналогичные сельхозмашины европейской сборки.
Несмотря на объявленную МСХ Казахстана возможность получать до 25% от затрат на сельхозтехнику в рамках инвестиционных субсидий, Огуз Куран пока не встречал клиентов, которые воспользовались такой возможностью подать документы и получить возмещение. Хотя, по данным другого источника на комбайновом рынке, в течение года некоторые фермеры смогли воспользоваться такой возможностью от государства, однако объем целевых средств был быстро исчерпан.
Интересно отметить, что в России многомиллиардная программа субсидирования до 25% от цены закупа зерноуборочных комбайнов и сельхозтехники крестьянами в последние годы имела большой успех. Она помогла значительно обновить парк аграрной техники и с другой стороны стимулировало рост производства комбайнов «Ростсельмаш», а также иностранных производителей, таких как Claas, которые приняли решение локализовать производство в России под влиянием программы субсидирования и требований регулирования.
«Думаю, такой опыт мог бы быть полезен казахским коллегам. Если государство намерено подобную программу внедрять, то она должна быть рассчитана не на год-два, а минимум 3-5. Производители и крестьяне должны четко понимать планы Правительства, они должны быть уверены, что программа будет работать, и на ее финансирование найдутся деньги. В этом случае программа будет приносить ощутимый эффект», — рекомендует Андрей Агашков из «Росагромаш».
Между тем в Казахстане попытки локализовать сборку западных комбайнов Claas и John Deere также неоднократно озвучивались госорганами, однако дальше слов дело не пошло, так как видимо эти производители решили, что на пространстве ЕАЭС им будет достаточно сборки в РФ.