По мнению некоторых банкиров, в будущем году в Казахстане возможны покупки и объединения банков. Об этом на пресс-конференции по объявлению финансовых показателей говорила председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова. Эксперты видят в этом как плюсы, так и минусы для финансового сектора и потребителей.
От намеков до прямых заявлений
В частности, по словам Умут Шаяхметовой, 35 банков – это много для казахстанского рынка.
«Я думаю, что будут консолидации. Будут покупки и объединения. Не только среди крупных банков, но и средних и особенно маленьких банков. 35 банков для Казахстана – это много.
Мы слышим это от многих экспертов. Вполне возможно, что некоторым банкам придется просто уйти с рынка. Мы видим, что происходит в России. Центральный банк очень жестко принимает решения о приостановлении и отзывах лицензий. Это возможный сценарий. Национальный банк Казахстана уже тоже принял решения о приостановлении лицензий», — сказала она.
О возможной консолидации банковского сектора также говорил управляющий директор Альфа-Банка Андрей Тимченко.
«Я думаю, на количество 35 смотреть смысла нет, потому что большая часть из них на рынке незаметна. Фактически это 10–15 банков, которые какую-то роль играют. Много или мало – сложно судить. Я думаю, что процесс консолидации, скорее всего, будет продолжаться», — сказал он.
По его мнению, в консолидации банковского сектора есть как позитивные, так и отрицательные моменты. «Консолидация означает снижение конкуренции в долгосрочной перспективе – это не очень хорошо. С другой стороны, это означает, что в условиях кризиса банки будут более устойчивые, более качественные – это хорошо. Я не имею в виду, что сам по себе размер будет приводить к устойчивости, просто укрупнение приводит к оптимизации расходов, в силу этого с финансовой точки зрения банк становится более качественным, более надежным. Это, конечно, не решает проблему плохих кредитов или недостатка капитала», — добавил он.
При этом АО ДБ «Альфа-Банк» рассматривает возможность покупки казахстанского банка. «В принципе, мы не исключаем возможности каких-то приобретений. Как вы видите, у нас очень существенный избыточный собственный капитал и ликвидность, что ставит нас в хорошую позицию для приобретения. Сейчас конкретных планов по какому-то приобретению нет, но теоретически такая возможность есть», — сказал управляющий директор.
О возможной концентрации банковского сектора РК прямо заявил и председатель Национального банка Данияр Акишев в среду, 7 декабря, на пресс-конференции в Алматы и предупредил акционеров банков о необходимости иметь запас капитала.
«Я думаю, что тезис о том, что возможны слияния на банковском рынке, он имеет место быть. Я считаю, что те банки, которые имеют недостаток капитала, будут рассматривать увеличение своей капитализации либо через вложение своих акционеров, либо через покупку других участников рынка, у которых ситуация окажется лучше», — сказал глава Нацбанка, подчеркнув, что это нормальная практика и этот процесс будет ускоряться в 2017.
Г-н Акишев считает, что слияние может сделать бизнес участников этих сделок «более прибыльным и рентабельным» за счет эффекта синергии.
«Я думаю, что пространство для такого количества игроков объективно сужается», — подчеркнул г-н Акишев. По его оценке, банковская деятельность в настоящее время является очень сложной и требующей значительных капиталовложений со стороны акционеров.
«Акционеры должны понимать, что лучше иметь значительный запас по капиталу в своих учреждениях и прилагать заблаговременные усилия по повышению своей капитализации. Об этом уже неоднократно говорили, и мы видим, что в 2016 году ряд банков повысил капитал в первую очередь за счет вливания акционерного капитала со стороны своих учредителей», — заключил он.
Too big to fail?
Аналитики по-разному оценивают возможную консолидацию рынка. По словам аналитика рейтингового агентства Fitch Романа Корнева, борьба за качество банков представляет собой более важную задачу, чем сокращение их количества. Оздоровление проблемных банков через их добровольное или вынужденное слияние с более устойчивыми институтами является одним из вариантов решения проблем, но оно может противоречить интересам акционеров и кредиторов последних.
При этом он считает, что реальные последствия консолидации возможно будет оценить только тогда, когда какие-либо консолидационные планы обретут конкретный характер.
По словам независимого эксперта Тимура Мусина, в мире нет какой-либо точной методики определения оптимального количества банков в той или иной стране при том или ином количестве населения.
«Думаю, данный расчет не в полной мере бы отвечал истине, так как финансовый рынок живет по своим правилам, в которых спрос порождает предложение. Пока бизнес (а банк — это именно бизнес в области предоставления финансовых услуг) приносит прибыль акционерам, его целесообразность налицо. Вместе с тем для конкуренции и интервенции на рынки других стран расширение за счет объединения с другими участниками кажется логичным решением», — говорит эксперт.
Он продолжает, что в последние годы банковский сектор увидел несколько крупных сделок M&A, что говорит об интересе участников к расширению доли на отечественном рынке финансовых услуг и продуктов. Соответственно, исключать возможность дальнейшей консолидации рынка нельзя, и ожидания по ней довольно высокие. Уход с рынка игроков также возможен. Недостаточно сильные игроки должны будут либо закрыться, либо продать бизнес иностранным инвесторам.
«Также возможно переоформление некоторых банков в региональные банки, требования к которым в части капитала несколько ниже. Хотелось бы надеяться, что преображение рынка произойдет без потерь, как это было с рынком профессиональных участников рынка ценных бумаг», — комментирует Тимур Мусин.
Из плюсов концентрации он выделяет оптимизацию затрат, в частности уменьшение издержек на персонал, различное программное обеспечение, рекламу. Безусловно, гипотетический неожиданный дефолт крупного игрока мог бы негативно сказаться финансовой устойчивости страны, но при условии имплементации современных стандартов управления, риск-менеджмента и корпоративного управления данный риск будет сведен до минимума.
«В процессе своей деятельности банки могут сталкиваться с различными типами рисков: комплаенс, организационными, правовыми и прочими. Однако вне зависимости от масштаба бизнеса данными рисками можно управлять: предотвращать, уменьшать. Соответственно, эффективность банков будет напрямую зависеть от усилий, предпринятых менеджментов банков, и от состояния экономики страны. Данное утверждение также верно в отношении качества предоставляемых услуг», — добавил Тимур Мусин.
По мнению аналитика Группы компаний «Финам» Богдана Зварича, количество банков определяется самой экономикой. Однако их численность изменяется с некоторым опозданием по отношению к изменению экономической ситуации. Так, в случае ухудшения экономической ситуации с некоторой задержкой начинается консолидация в банковском секторе, что обусловлено тем, что выжить более крупным кредитным организациям в сложной экономической ситуации проще, чем малым. При этом процесс затягивается и очень часто продолжается, несмотря на улучшение ситуации в экономике.
«В результате, несмотря на то, что, по нашему мнению, в экономике Казахстана в следующем году наметятся существенные позитивные изменения, консолидация в банковском секторе может продолжиться. При этом основным негативным фактором выступает снижение конкуренции в секторе, что может отрицательно сказаться на потребителях банковских услуг», — полагает эксперт.