Самые громкие отставки и назначения 2016 года
Год был богат на рокировки в кругах власти. Были и неожиданные назначения, и просьбы об отставках высокопоставленных чиновников. Другое дело, что иногда они просто менялись местами, но, как считают политологи, шахматная партия, возможно, еще не разыграна до конца, и сменившие должности чиновники покажут свой потенциал уже в 2017 году.
2016 год подходит к концу, а значит, можно вспомнить, чем он был примечателен по части отставок и назначений во властных кругах. И хотя политологи уже привыкли говорить, что чиновников лишь как шахматные фигуры – переставляют с места на место, все же неожиданные моменты в кадровых перестановках были.
1 место – Кариму Масимову
Начнем с того, что первое место по неожиданности назначения можно отдать Кариму Масимову. А все потому, что казахстанцы привыкли к образу премьера, ведь он проработал на данной должности дольше всех своих предшественников. Впервые он возглавил Кабмин в 2007 году и работал в этой должности до 2012 года. Затем два года занимал кресло руководителя администрации президента РК. А в 2014 году вновь возглавил правительство Казахстана.
Но 8 сентября текущего года неожиданно для всех глава государства подписал указ об освобождении Карима Масимова с поста премьер-министра и назначении его на пост главы Комитета национальной безопасности Казахстана. Владимир Жумаканов был назначен советником президента. Напомним, г-н Жумаканов сменил на посту главы КНБ Нуртая Абыкаева в декабре прошлого года. «Назначить Жумаканова Владимира Зейнолловича помощником президента – секретарем Совета безопасности Республики Казахстан», – говорится в тексте указа президента.
Функции премьера, тем временем, были возложены на первого заместителя Бакытжана Сагинтаева. Уже вечером 9 сентября Сагинтаев официально занял пост премьер-министра страны.
Бывший председатель правления «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин был назначен на должность первого заместителя премьер-министра.
С просьбой об отставке
Министр национальной экономики Ерболат Досаев и председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Куандык Бишимбаев в прямом смысле поменялись местами. Напомним, Ерболат Досаев был освобожден от своей должности в мае текущего года. Главой МНЭ он пробыл два года. Однако после того, как глава государства на совещании в Акорде заметил, что Министерства национальной экономики и сельского хозяйства не справились с информационно-разъяснительной работой по земельной реформе, Досаев попросил президента об отставке. В итоге: на место главы МНЭ РК назначили Куандыка Бишимбаева, а Досаев позже стал председателем правления АО «НУХ «Байтерек».
Министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков решил не изобретать велосипед и так же, как и Ерболат Досаев, попросил главу государства об отставке. Просьба была удовлетворена, и на его место в министерство пришел Аскар Мырзахметов. А месяц спустя Асылжан Мамытбеков был избран на должность члена совета директоров АО «Банк Астаны» в качестве независимого эксперта.
В июне текущего года с постом председателя мажилиса парламента РК распрощался Бактыкожа Измухамбетов. О своей отставке он заявил спустя три месяца после назначения. Причина, по словам Бактыкожи Измухамбетова, была в том, что за день до этого его избрали главой республиканского совета ветеранов.
«Я прошу принять мою отставку по собственному желанию в связи с избранием меня председателем центрального совета республиканского общественного объединения организации ветеранов и в целях качественного исполнения возложенных на меня обязанностей», – сказал он на пленарном заседании мажилиса.
Отставку одобрили, а председателем мажилиса парламента стал Нурлан Нигматулин.
Также в этом году сменился градоначальник Астаны. Им стал Асет Исекешев. Его предшественник Адильбек Джаксыбеков был назначен руководителем администрации президента.
Кроме того, новую должность в сентябре получил Имангали Тасмагамбетов. Его назначили заместителем премьер-министра Казахстана.
Карт-бланш у Нигматулина
По мнению политика Амиржана Косанова, есть несколько кадровых назначений президента, которые могут стать знаковыми не только сейчас, но и в последующем.
«Выдвижение Нурлана Нигматуллина на пост председателя Мажилиса именно в тот период, когда елбасы говорит о необходимости усиления полномочий Парламента, является, как мне кажется, знаковым, – отмечает политик. – Тем более, теперь и по стилю работы Нигматулина чувствуется, что он имеет некий карт-бланш со стороны президента для реализации главных политических инициатив».
Как поясняет г-н Косанов, важен также новый приход в руководство администрацией президента Джаксыбекова. Это важнейший пост. И именно от того, кто конкретно находится на этом месте, зависят главные политические решения.
«Для меня не очень понятна рокировка Имангали Тасмагамбетова из такого важного органа, как Минобороны, в кресло вице-премьера по социалке. Учитывая, что этот пост он занимал еще 20 лет тому назад, можно предположить, что Елбасы просто не знает, куда деть Тасмагамбетова: социальная сфера во время кризиса не совсем благодарная стезя», – отмечает Косанов.
В этом ряду, по мнению политика, можно отметить также и уголовное преследование одного из близких соратников Елбасы, бывшего его пресс-секретаря, который всегда был лоялен к президенту, – Сейтказы Матаева. «Он – глава Союза журналистов Казахстана. И его посадка, без сомнения, скажется на имидже как страны, так и самого президента.
Непонятно также стойкое, фактически непотопляемое положение министра культуры и спорта, любой другой человек на его месте после таких скандалов давно уже был бы в отставке!» – заключил он.
События важнее назначений
В свою очередь политолог Казбек Бейсебаев отмечает, что про назначения и отставки нечего сказать, «поскольку они какого-то существенного влияния на политическую жизнь стране не оказали и не могли оказать».
«Разве что, арест шымкентского пивного магната Тулешова, который оказался заговорщиком и хотел вместе со сподвижниками сменить власть. Причем, он какой-то странный оказался. Хотел в случае успеха стать вице-президентом, когда у нас эта должность давно упразднена, – вспоминает он. – Полагаю, что со временем мы узнаем много интересного про этот несостоявшийся путч».
Гораздо важнее, по мнению г-на Бейсебаева, оказались другие события. «Во-первых, это реакция народа на поправки в Земельный кодекс, в результате чего президент объявил мораторий на эти поправки, – отмечает он. – Конечно, нужно сказать о трагических событиях летом уходящего года. Теракты экстремистов в Алматы, Актобе и других регионах показали, что эта угроза стала реальностью в Казахстане, и никто уже не может гарантировать, что они еще раз могут повториться».
Политолог отметил, как знаковое событие – создание Министерства информации и коммуникаций и Министерства по делам религий и гражданского общества. «Которое показывает, что власти предпочитают решать проблемы административными методами, а не постоянной работой с гражданским обществом и религиозными объединениями, – поясняет он. – Но самое главное событие в том, что мы для покрытия расходов бюджета стали больше брать денег из Национального фонда. Если будет так продолжаться, то настанет время, когда денег в этой государственной копилке не останется. И как бы завершает эту финансово-экономическую проблему ситуация с Казкоммерцбанком, для спасения которого государство вынуждено снова выделить народные деньги».