Руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков рассказал о том, какими поправками в Конституцию РК предлагается расширить роль мажилиса при формировании правительства, а также усилить контрольные полномочия парламента за деятельностью правительства и его членов.
По его словам, при формировании состава правительства предлагается следующий порядок: премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства после консультации с мажилисом парламента.
«Исключение делается для министров иностранных дел и обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента, а не перед вновь избранным президентом. Для повышения эффективности ветвей власти усиливается механизм подотчетности и подконтрольности правительства парламенту и его палатам. В пункте 2 статьи 64 конституции предлагается установить, что правительство в своей деятельности ответственно перед президентом и парламентом. Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 конституции премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту в целом», — добавил А. Джаксыбеков.
Также он пояснил, как депутаты смогут повлиять на освобождение от должности членов Правительства согласно поправкам в Конституцию.
«Каждая палата парламента наделяется правом по итогам заслушивания отчета члена правительства не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимать обращение к президенту Республики об освобождении от должности члена правительства в случаях неисполнения им законов. В таком случае глава государства освобождает от должности члена правительства», — сообщил Джаксыбеков.
Также депутат мажилиса парламента Анар Жаилганова предложила оставить в компетенции президента самостоятельное назначение министра внутренних дел.
«В самостоятельном ведении Президента находится назначение министров обороны, юстиции, внутренних дел и иностранных дел. В соответствии с предлагаемой редакцией данной нормы из этого списка исключаются министры юстиции и внутренних дел. В отношении Министерства юстиции такой подход, возможно, и оправдан, но в отношении Министерства внутренних дел, учитывая важную стратегическую роль министерства в обеспечении безопасности наших граждан, обеспечении внутренней безопасности нашей страны, возможно, следует все-таки оставить в самостоятельной компетенции президента назначение министра внутренних дел», — сказала Жаилганова.
В свою очередь, руководитель администрации арезидента Адильбек Джаксыбеков согласился с мнением народного избранника.
«Этот вопрос у нас в группе тоже обсуждался. Тем более, что президент является верховным главнокомандующим, а в Министерство внутренних дел входит Национальная гвардия, как воинское подразделение. Конечно, в этом деле есть вопросы. Президент вынес в парламент это обсуждение, в принципе, я думаю, можно всем посоветоваться, и на самом деле на согласительной комиссии, куда входят все представители, в том числе от Рабочей группы, может быть, во втором чтении принять взвешенное решение. Давайте все проконсультируемся», — отметил Джаксыбеков.
«Для принятия более оперативного решения, для консолидации, для повышения ответственности, может быть, действительно, министр внутренних дел должен назначаться и освобождаться от должности самим Президентом, как министр обороны», — заключил он.
Помимо прочего Адильбек Джаксыбеков рассказал какие полномочия главы государства будут упразднены для повышения роли Парламента.
«В целях повышения роли парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента Республики — давать поручения Правительству о внесении законопроекта в Мажилис. При этом за Президентом сохраняется право законодательной инициативы, издавать законы или указы, имеющие силу законов, осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему Парламентом», — сказал руководитель администрации.
По его словам, исключается право Главы государства объявлять рассмотрение законопроекта срочным.
«В то же время у президента Республики остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев», — добавил Адильбек Джаксыбеков.