Курс национальной валюты не является решающим фактором успешной внешней торговли
Структура экспорта и открытость экономики, а не курс национальной валюты оказываются решающими факторами в том, выйдет ли страна на устойчивый профицит внешней торговли. К такому выводу пришел эксперт Investing.com на основе анализа торгового баланса Швейцарии и соотношения курса франка к 24 крупнейшим партнёрам.
Эксперт Investing.com рассмотрел торговый баланс Швейцарии и соотношение курса франка к 24 крупнейшим партнёрам. Более широкий индекс к 40 странам-партнёрам ведётся лишь с 1999-го и почти не отличается от рассматриваемого на длинном временном интервале.
Как оказалось, торговый профицит (измеренный во франках) имеет высокую положительную корреляцию c курсом валюты. С конца 1980-х, когда стали доступны помесячные данные по внешней торговле и индексу CHF, отмечается устойчивая позитивная тенденция роста профицита внешней торговли. Что примечательно, бедная на ресурсы Швейцария продолжала наращивать профицит внешней торговли в ранние 2000-е, когда цены на сырьё резко росли. Впрочем, их спад с 2014-го вновь стал импульсом для увеличения профицита.
Разгадка в структуре экспорта Швейцарии. Она продаёт за рубеж товары с высокой добавочной стоимостью. В результате спрос на них отличается низкой эластичностью и не сильно сокращается в случае увеличения цены на несколько процентов. Профицит скорее растёт в большей степени в привязке к мировой экономике.
Это хорошо видно при рассмотрении 10-летнего периода с середины 1990-х. В первые несколько лет экспорт и импорт были сбалансированными (профицит около нуля), но в 2001-м начался заметный отрыв. Хотя курс франка оставался относительно стабильным (около уровня 100), спустя какое-то время Швейцария стала продавать больше, чем покупать, и последующее удорожание франка, равно как и бегство денег в безопасные активы, не сумело сдержать рост профицита.
Таким образом, на примере Швейцарии хорошо видно, что структура экспорта и открытость экономики, а не курс национальной валюты оказываются решающими факторами в том, выйдет ли страна на устойчивый профицит внешней торговли.
Также существует мнение, что сильный (постепенно, но постоянно укрепляющийся курс валюты) стимулирует становление технологичного подхода к производству, что в итоге избавляет от необходимости проводить девальвацию валюты ради поддержания экспортных отраслей.