Казахстанские стартаперы предпочитают использовать глобальные краудфандинговые площадки

Опубликовано
Обозреватель технологий
По мнению участников рынка, в Казахстане только небольшое количество людей знает и действительно понимает, что такое краудфандинг, для чего он нужен, и как он работает

Похоже, что казахстанский краудфандинг (дословно – «народное финансирование») выходит из состояния прокрастинации. Сегодня в Казахстане работают две краудфандинговые платформы, которые имеют неплохие результаты по сборам микроинвестиций. В этом году планируется открытие еще четырех краудфандинговых сайтов. К системе общественного финансирования подключилась крупная инвестиционно-девелоперская компания страны.

Крауд-сборы на “Kickstarter”

В начале марта отечественная компания по производству элитных часов «Amir» запустила проект по сбору $20 тыс. на глобальной краудфандинговой платформе – «Kickstarter». Перед началом акции, стартаперы объявили, что стоимость часов по предзаказу будет $200, позже в ритейле они поднимутся до $800. 28 марта сумма микроинвестиций составила более $137 тыс., при том, что до окончания крауд-сборов остается еще 16 дней.

Это не первый опыт казахстанцев на иностранных краудфандинговых сайтах. В 2015 году два молодых дизайнера из Алматы собирали деньги на поддержку проекта по производству инновационных напольных светильников. Девушкам необходимо было собрать 3 000 евро для аренды стенда на Международной выставке в Милане. Цифры оказались для дизайнеров неподъемными, и они попытали удачу на «Kickstarter». К сожалению, бейкеры (вкладчики) перечислили только 757 евро. По мнению авторов, нужную сумму не удалось собрать по причине невозможности провести широкую рекламную компанию, как это делается на западных сайтах. Стартаперы информировали только пользователей соцсетей Казнета. Поэтому до мировой аудитории новость о современных светильниках не долетела.

Некоторые краудфандеры считают «Kickstarter» чересчур коммерционализированным и работающим только с потенциально успешными проектами. Верные идеям “чистого” краудфандинга, фанаты называют «Kickstarter», скорее, биржей или интернет-магазином предоплаты дорогих товаров, чем местом поддержки начинающих стартаперов. На платформе работают отдельные компании, которые делают качественные рекламное видео и PR, известные блогеры, комьюнити, дистрибьюторы. К ним и обратились производители часов. Этим отчасти объясняется, что сборы микроинвестиций на казахстанские часы превысили изначально заявленную сумму в несколько раз. «Kickstarter» взимает 5% комиссионных от привлеченных средств, но только с проектов, набравших заранее объявленной суммы. С 2009 года сайт «Kickstarter», привлек 13 млн бейкеров, которые внесли $2,9 млрд на 121 809 успешных проекта.

Краудфандинг в Казахстане

В республике до 2017 года несколько раз заявлялось об открытии краудфандинговых платформ, с амбициозными планами, в том числе ориентированных на финансирование бизнес-проектов. Но дальше слов и публикаций в СМИ дела не продвинулись. Сайт “BariBirge” действует с августа 2016 года и насчитывает 1 200 зарегистрированных пользователей. За это время краудфандеры привлекли более 3,5 млн тенге на 4 проекта: два социальных и два коммерческих. В процессе еще 7 проектов. С благотворительных акций команда “BariBirge” не взимает комиссию, с творческих – 3%, с коммерческих – 5%, при условии, что проект набрал заданную сумму и считается успешным. Все собранные средства отображаются на сайте в реальном времени.

«Идеи для сбора средств на нашей площадке могут быть разные, например, на издание книги, запись музыкального альбома, съёмку фильма, технологические стартапы, – рассказала «Къ» основатель платформы, генеральный директор “BariBirge” Анна Таджимуратова. Соответственно, и вознаграждения за участия в проекте могут быть различными, от благодарности в соцсетях, до участия в съёмках фильма, музыкальных дисков и др. Вознаграждения, при подготовке проекта к запуску, прорабатываются нами совместно с авторами. После завершения и перечисления средств автору, наша совместная работа по проекту не заканчивается. Мы также отслеживаем выполнение обязательств по вознаграждениям перед участниками. Если автором проекта является физическое лицо, мы берём на себя уплату индивидуального подоходного налога. Если договор подписан с ИП или ТОО, уплату налога производят сами юридические лица. Ну и, конечно же, мы выплачиваем подоходный налог с нашей комиссии, которая составляет от 3% до 5%, в зависимости от проектов».

Краудфандинговая платформа “Start-time.kz” с открытия в ноябре 2016 года привлекла на 7 проектов более 3,7 млн тенге. Из них три – это бизнес-идеи. С авторов краудфандеры взимают 15% комиссии, за исключением благотворительных акций. Также сайт выступает как интернет-магазин для завершенных проектов, например, для изданных книг. Но главное преимущество в том, что собственник площадки для микроинвестиций крупнейшая инвестиционная компания. «Просто так открыть краудфандинговую платформу уже не получится», – сообщила «Къ» медиадиректор “Start-time.kz” Азиза Утегенова. Сейчас этим могут заниматься только серьезные команды. Необходимо набрать штат, разработать сайт, вложить деньги в рекламу и PR. Например, владелец нашего сайта – казахстанская инвестиционно-девелоперская компания “TS Development”. Мы ориентируемся на крупные города: Алматы, Астана, Караганда. То есть там, где население уже слышало о краудфандинге”.

Мало знаний

Первые краудфандинговые платформы в Казахстане открылись в 2013 году. Однако идеи по внедрению народного инвестирования в интересные проекты не нашли поддержки ни среди граждан, ни у бизнес-сообщества. Организаторы объясняют это незнанием аудитории, истории, принципов и процессов краудфандинга. “Небольшое количество людей знает и действительно понимает, что такое краудфандинг, для чего он нужен, и как он работает”, – поделилась Анна Таджимуратова.

В России, несмотря на первоначальный скепсис и сравнения краудфандинга с финансовыми пирамидами, о нем знают больше. Подтверждением служит крупнейшая площадка социально-сервисная платформа – “Planeta.ru”. Ресурс собирает средства на творческие, социальные, технологические проекты, малый бизнес, гражданские инициативы и благотворительность. На сегодня “Planeta.ru” лидирует по суммарному крауд-сбору в России — 615 млн рублей. Завершено 2 687 проектов. Средний чек 1 500 рублей. В копилке сайта 500 тыс. уникальных посетителей в месяц. Только актуальных зарегистрированных пользователей почти 600 тыс. Достичь таких высоких показателей “Planeta.ru” смогла при помощи пропаганды краудфандинга в стране. Собственную образовательную программу «Школа краудфандинга» закончили 12 тыс. человек. Преподаватели школы – это ведущие эксперты в каждой категории, а также спецы российского краудфандинга, сотрудники сайта и авторы успешных крауд-проектов.

Казахстанские краудфандеры проводят ликбез среди населения, чтобы не остаться в аутсайдерах и не отдать рынок в чужие руки. «Мы активно размещаем информацию в Facebook и Instagram», – сказала А. Утегенова. Рекламируем краудфандинг в СМИ и на билбордах. В марте проведем бесплатный мастер-класс по краудфандингу в Алматы. Прежние сайты сами были стартапами и закрылись, потому что не нашли отклика, денег и помощи. Сейчас только уверенные в себе компании ведут краудфандинговую платформу».

Не тратить время инвесторов

Краудфандинг из исторически сложившихся направлений – благотворительности и поддержки – перенаправляется в деловую среду. Для крупных инвестиционных компаний или бизнес-ангелов краудфандинг интересен тем, что есть возможность присмотреть новую бизнес-идею. Протестировать продукт без предварительных затрат, понять спрос и провести предпродажи. Тренд, как составная часть краудфандинга, получил название – краудинвестинг. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие финансового вознаграждения, которое получает спонсор (в данном случае уже инвестор) в обмен на свою поддержку. Выделяют три формы краудинвестинга: роялти, народное кредитование, акционерный краудфандинг.

Правда, стартаперам, в головах которых нет ничего, кроме идеи, рассчитывать на мгновенные и большие деньги от инвесторов не стоит. Зачастую капитал вкладывают не в идею или презентацию. Бейкер вкладывает финансовые ресурсы в результат. В команду, которая как минимум сделала прототип, имеет первых пользователей и цифры. Дальше инвестор смотрит, сможет ли стартап вырасти. “Каждый раз, когда вы хотите попросить у инвестора деньги под идею, вы тратите его время, которое он мог бы провести с ребятами, которые уже что-то сделали, – написал в Телеграм-канале (10,5 тыс. подписчиков) управляющий партнер “Russian Ventures” Евгений Гордеев. – Это не значит, что не надо общаться с инвесторами. Но стройте диалог в ключе “Оцените мою идею, под которую я хочу собрать команду профессионалов, чтобы сделать прототип, привлечь первых юзеров, получить по ним цифры и уже тогда обратиться к вам".

Читайте также