Революция в табачной отрасли: можно курить и сохранить здоровье
Развитие табачной индустрии находится на пороге новой революции. Уже сегодня появились табачные продукты, использование которых значительно снижает риски заболеваний, связанных с курением. Представители международной компании Филип Моррис Интернэшнл (ФМИ) поделились результатами многолетних исследований в этой области.
В частности, ученые и менеджеры компании рассказали о новой cтратегии компании, подразумевающей реализацию амбициозной программы «Будущее без табачного дыма». Новая программа подразумевает разработку продуктов, направленных на снижение вреда от курения.
Борьба с курением: методы и инструменты
На протяжении многих лет общественность, представители системы здравоохранения и правительства ведут борьбу с курением, поскольку вред от курения давно доказан. Способы этой борьбы разные: от полного запрета курения в отдельных странах, повышения акцизов на табачные изделия и, соответственно цен на них, до размещения «страшилок» на упаковках сигарет и ведения разъяснительных работ. Однако это не останавливает курильщиков от покупки новой пачки сигарет.
По данным ВОЗ, сегодня в мире около 1,1 млрд совершеннолетних курильщиков, и их число растет.
Понимание, что нужна какая-то альтернатива сигаретам, пришло еще в середине 20 века. Исследования в этой области начались в 70-х годах. Тогда перед учеными стояла задача определить истинную причину заболеваний от курения. Выяснилось, что причинами заболеваний является не никотин, а различные смолы и канцерогенные вещества, содержащиеся в дыме, которые выделяются в процессе горения табака.
Как сказал британский ученый Майкл Рассел: «Люди курят ради никотина, а умирают из-за смолы». Этот факт был подтвержден третьими независимыми сторонами.
«Причинами болезней и смерти являются прежде всего токсины и канцерогены, содержащиеся в табачном дыме, а не никотин», — указывается в заявлении Национального Института Здоровья и Качества обслуживания в 2013 году (NICE Public Health Guidance: Tobacco: Harm Reduction Approaches to Smoking).
Выяснив этот важный факт, ученые попытались снизить количество этих веществ в дыме, однако попытки были безуспешны. Тогда некоторыми компаниями было принято радикальное решение – исключить сам процесс горения табака, раз он является таким токсичным. В мире появились первые электронные сигареты, никотиновые пластыри, жевательные резинки и другие продукты, призванные заменить сигареты.
Несмотря на все это, число курильщиков в мире продолжало расти. Как выяснили эксперты, причин здесь несколько: это не только зависимость от никотина, многим людям нравится вкус табака, его аромат и сам процесс курения. Этого не могли дать никотиновые пластыри или таблетки, а в электронных сигаретах не было дыма и вкуса табака.
Запрет или альтернатива?
Понятно, что альтернативные продукты не сводят вред от курения абсолютно к нулю, однако вред так или иначе снижен. В целом, отношение общественности (ученых, общественных организаций, государственных органов) к альтернативным продуктам делится на два фронта: одни считают, что любые никотиносодержащие продукты вредны и нужно их запрещать, другие считают, что из двух зол лучше выбрать меньшее, поскольку запреты все равно не работают – люди продолжают курить.
Однако, в последнее время наблюдается тренд в сторону смягчения позиций в отношении альтернативных продуктов. Это видно из увеличивающегося количества заявлений на конференциях и в СМИ известных ученых и чиновников. Так, например, недавно Министерство здравоохранения Нидерландов заявило следующее: «Продукты, в которых табак не горит (электронные сигареты, системы нагревания табака, никотиновые таблетки) – действительно имеют потенциал меньшего вреда по сравнению с обычными сигаретами».
В газете Financial Times Дерек Як– один из самых квалифицированных экспертов, представляющий Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) в ее борьбе против табака и ярый антитабачник заявил следующее: «Курильщики должны иметь возможность переключаться на продукты с пониженным риском».
Примерно пару лет назад в ВОЗ было отправлено письмо, подписанное 53 учеными-экспертами со всего мира, где ученые просили организацию рассмотреть возможность включение подхода по снижению вреда в регулятивный процесс контроля над табачными изделиями.
«Если раньше мы слышали только заявления о запрете курения, то теперь ученые говорят: давайте рассмотрим альтернативу, поскольку простой запрет не работает. Видно, что у научного сообщества меняется восприятие и для нас, как компании – это хороший показатель, что люди, которые были радикально настроены против табака, уже говорят о рациональном подходе», — говорит управляющий по корпоративным связям ФМИ Джошуа Таунсенд.
Таким образом, перед учеными встала задача – создать продукт менее вредный для здоровья, но при этом сохраняющий вкус табака и сам ритуал курения, поскольку эти компоненты являются очень важными для курильщиков. Поначалу казалось, что задача эта невыполнимая, однако ученые нашли выход. Они изобрели табачные продукты без процесса горения.
Табачные продукты «без процесса горения»
Около 10 лет назад компания Филип Моррис Интернэшнл приняла стратегическое решение – инвестировать в исследования и поиск таких решений, начав глобальную программу по созданию альтернативных продуктов, значительно снижающих вред от курения.
По словам управляющего по научным вопросам ФМИ Нуно Фазенда, в научных изысканиях приняло участие более 400 ученых со всего мира – это специалисты из самых разных областей наук: микробиологии, химии, биохимии, токсикологии, физики, компьютерного моделирования и т.д. Был построен Центр научных разработок и исследований (Cube), который находится в Швейцарии. В исследования инвестировано более $3 млрд.
«Все, что мы делаем должно быть основано на серьезных научных исследованиях, доказательствах и любые наши заявления должны быть подтверждены фактами. Мы вкладываем все необходимые ресурсы для того, чтобы новый продукт обладал потенциалом снизить риск для здоровья», — говорит Нуно Фазенда.
В Европейском союзе компания Филип Моррис Интернэшнл занимает 63-е место из 100 компаний, имеющих наибольшее количество патентов. По словам ученого, они пытаются защитить каждое научное достижение компании. «Это для того, чтобы доказать, что мы каждый шаг делаем взвешенно, научно обоснованно, все наши подходы проверены и самое главное, мы открыты к диалогу с научным сообществом», — комментирует эксперт.
Нам рассказали, что у компании на сегодняшний день в портфеле есть 4 вида продукта, исключающих процесс горения. Некоторые из них успешно продаются в 20 странах мира, включая Казахстан.
Что такое IQOS?
IQOS – электрическая система нагревания табака (рыночное название) – прошла все возможные лабораторные и клинические исследования и уже поступила в продажу в Швейцарии, Японии, Италии. Она состоит из трех частей: зарядного устройства (небольшого прямоугольного зарядного устройства), держателя (трубочки с аккумулятором, которую заряжает чарджер) и нагреваемой табачной палочки (трубочки, напоминающей укороченную сигарету, где находится табак, пропитанный глицерином и водой).
Механизм работы этой системы прост: табачная палочка вставляется в держатель, который нагревает табак до 350 градусов по Цельсию, в результате чего из табака выделяется аэрозоль, содержащий никотин, похожий на дым, который вдыхает курильщик. Процесс практически ничем не отличается от курения обычной сигареты, однако состав выделяемого аэрозоля, по результатам исследования ФМИ в среднем на 90% потенциально менее вреден, чем дым сигареты.
«Сам принцип нашего подхода – это снижение и контроль температуры. В системе нагревания табачных изделий важно, чтобы процесс происходил в рамках определенной температуры, которая не превышает 350 градусов. Тогда нет процесса горения. Ведь в процессе горения обычной сигареты, выделяется дым, в котором содержится более 6 000 различных компонентов, из которых 100 канцерогенные, соответственно, нам нужно было исключить процесс горения», — рассказывает Нуно Фазенда.
«Суть в том, что при использовании IQOS сохраняются ритуал курения и все вкусовые ощущения, к которым привык курильщики, но без горения», — добавил он.
У многих может возникнуть вопрос – насколько вреден выделяемый аэрозоль? В данном случае он выделяется в результате испарения глицерина, которым пропитан табак. По словам Нуно Фазенда, если глицерин нагревается не выше 350 градусов, как в IQOS, то он просто превращается в пар, и никаких проблем нет, поскольку большинство вредных веществ не выделяются. Поэтому очень важен контроль над температурой нагревания табака.
Этот факт подтверждается результатами лабораторных и клинических исследований, которые проводились на протяжении ряда лет в научном центре Cube.
В результате лабораторных исследований изучались химические составы аэрозоля IQOS и дыма обычных сигарет. «Мы сравниваем в каком количестве эти химикаты представлены в сигаретном дыме и аэрозоле. В результате исследований видно, что в сигаретном дыме они присутствуют на 100%, а в аэрозоле они в среднем на 90% меньше», — делится результатами Нуно Фазенда.
Если Управление США по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (US Food and Drug Administration или FDA) выделяет 18 токсичных химикатов, содержащихся в табачном дыме (именно эти химикаты вредны для здоровья), а Международное агентство по исследованию раковых заболеваний говорит о 15 компонентах, то Научный центр Филип Моррис Интернэшнл отслеживает 58 химикатов и проводит работу по исключению их из аэрозоля новых продуктов.
Что касается клинических исследований на эту тему, то их результаты также впечатляют. Впервые они были проведены в Японии в 2015 году. В исследовании приняло участие 160 человек-добровольцев.
Люди были поделены на три группы: тех, кто бросил курить в тот же день; тех, кто продолжил курить и тех, кто перешел на IQOS. Наблюдение продолжалось в течение 5 дней. Затем были сделаны замеры по состоянию их здоровья, исходя из анализа крови, в частности, концентрации находящихся там вредных веществ. Так, выяснилось, что у тех, кто продолжал курить концентрация вредных веществ (монооксид углерода, бензол, акролин, бутадиен) в организме оставалась на высоком уровне, тогда как у тех, кто бросил курить – значительно ниже. При этом у тех, кто перешел на использование IQOS, количество канцерогенов в крови было практически на том же уровне с теми, кто бросил курить.
Такое же исследование было проведено уже на более длительный период – 90 дней. Результаты были идентичными. Таким образом, эти опыты позволяли сделать вывод, что использование IQOS очень близко к тому, как если бы человек бросил курить. И подобные исследования продолжаются.
Пока в ФМИ разработано три вкусовых варианта табачных палочек, но в будущем компания планирует расширить ассортимент, чтобы они были различными по вкусовым ощущениям.
Признание научного сообщества
Несмотря на впечатляющие доказательства и неоспоримые научные факты, ученые и менеджмент компании Филип Моррис Интернэшнл пока не заявляют публично, что продукты IQOS являются табачным продуктом с пониженным риском.
По мнению компании, такое заявление должно сделать авторитетное и абсолютно безупречное с точки зрения своей репутации третье лицо (государственный орган, институт и пр.), которое независимо от компании провело бы собственное исследование и проверило результаты всех проведенных научных работ.
В данном случае, такой организацией может выступить Управление США по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (US Food and Drug Administration или FDA). По сути, оно дает путевку в жизнь всем лекарственным средствам в мире, однако у нее есть подразделение, анализирующее исключительно альтернативные табачные продукты. Пока это единственный госорган международного уровня, который уполномочен давать заключение, что такие табачные продукты обладают модифицированным (в том числе пониженным) риском.
В конце 2016 года компания Филип Моррис Интернэшнл подала заявку в FDA на получение заключения по IQOS.
По словам Джошуа Таунсенда, комплекс научных исследований, который FDA должно рассмотреть и проверить, содержит около 2 млн страниц, поэтому о сроках выдачи заключения говорить пока рано. Минимально это занимает около года, но обычно в процессе работы возникают дополнительные вопросы, и время проверки затягивается.
«Учитывая отношение к табачной индустрии, мы стараемся быть максимально транспарентными, максимально открытыми. Как формируется доверие? Во-первых, для того чтобы нам верили, мы как компания должны быть прозрачными: открыто публиковать все наши научные достижения. Во-вторых, мы хотим, чтобы каждый раз третьи стороны подтверждали корректность наших научных разработок, то есть проводили свои независимые научные исследования», — добавил Нуно Фазенда.
Реакция потребителей
Впервые система IQOS вышла на рынок в 1 квартале 2014 года в Японии и Италии. В 3 квартале 2015 года она появилась в Швейцарии, в 4 квартале 2015: в России, Португалии, и Румынии. На сегодняшний день магазины IQOS открыты в более 20 странах мира, а в Казахстане IQOS продается с января текущего года. К концу 2017 года компания планирует увеличить число рынков до 30-35.
«По мере того, как новый продукт достигнет определённой популярности у потребителей, доля производства новых продуктов в портфеле ФМИ будет увеличиваться. Сегодня она занимает очень незначительную часть, мы ее для себя даже не определяли. Мы надеемся, что в течение пяти лет около 15% наших клиентов перейдут с традиционных сигарет на потребление IQOS», — заявил Джошуа Таунсенд.
У компании большие амбиции именно в продвижении этого продукта. Например, доля рынка IQOS в Японии растет быстрыми темпами: с 1,6% в апреле до 4,9% в октябре 2016 года, где продукт занимает на сегодняшний день около 6,8% от объема продаж всех табачных изделий.
По словам представителей ФМИ, Япония – страна, которая доказала, что IQOS может стать более популярным среди населения, нежели традиционные табачные продукты. Рост продаж IQOS наблюдается и в других странах. Так, за 2016 год быстрее всего они росли в Португалии, Италии, России, чуть медленнее – в Румынии и Швейцарии.
ФМИ инвестировала около 500 млн евро в строительство фабрики в Италии и сегодня там производится около 30 млрд табачных палочек в год для всех рынков мира. Еще 300 млн будут вложены в производство в Греции.
Важно отметить, что ФМИ также проводила исследования в области привлекательности IQOS среди некурильщиков – тех, кто никогда не курил и тех, кто бросил курить. В результате социологических исследований в США, где было опрошено более 1 000 человек, выяснилось, что менее 5% тех, кто бросил курить и менее 1% тех, кто никогда не курил, заинтересовались системой IQOS. Эти данные позволяют говорить о том, что IQOS не провоцирует начать его потребление у тех, кто не курит и тех, кто бросил курить.
Эти выводы были также подтверждены фактическим исследованием в странах Японии и Италии, где продукт был запущен и уже присутствовал на рынке более года. Там менее 2% бывших курильщиков и менее 1% никогда не курящих людей изъявили желание попробовать IQOS.
В целом, компания Филип Моррис Интернэшнл серьезно настроена на полный разворот в сторону производства альтернативных продуктов в целях снижения рисков от курения и сохранения здоровья населения. Компания планирует стать лидером в этом сегменте индустрии и активно инвестирует как в материально-техническую базу производства этой продукции, так и в научные разработки, маркетинг и продвижение.
Как сказал главный исполнительный директор ФМИ Андре Каланцополус:
«Наша главная амбиция в том, чтобы переключить всех взрослых курильщиков, которые не хотят бросать курить, на продукты без процесса горения и чем быстрее, тем лучше».
Уже сейчас очевидно, что регулирование всей категории альтернативных продуктов для курильщиков должно отличаться от тех мер, которые применяются в отношении традиционных сигарет. Хотя бы потому, что новые продукты могут способствовать достижению целей общественного здравоохранения, а именно снизить вред от массового курения с вытекающими оттуда улучшенными показателями здоровья населения и сокращением расходов бюджетных средств на лечение. Сбалансированный подход, основанный на научно-доказательной базе пониженного риска в продуктах без горения, скорее всего, должен включать в себя менее жесткие требования в части размещения информации на упаковке, налоговых преференций и, возможно, более открытой коммуникации. Ведь если общество не знает о менее вредных альтернативах и не потребляет их, то вся польза от научных открытий сводится к нулю.