Президент Дональд Трамп предупредил граждан США о реальной угрозе ядерной войны с КНДР. Однако он выразил надежду на мирное урегулирование ситуации на Корейском полуострове. Существует ли реальная угроза ядерной войны между США и Кореей? Какую позицию при этом займет Казахстан? И что будет, если угроза войны станет реальностью? На эти и другие вопросы попытались ответить казахстанские эксперты.
В марте 2017 года Пхеньян провел испытания нового ракетного двигателя повышенной мощности. Двигатель такого класса может быть применен на межконтинентальных баллистических ракетах, способных достичь территории США. Ядерное оружие у КНДР уже есть: в сентябре состоялось пятое по счету испытание атомной бомбы, на этот раз мощность снаряда составила 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: мощность бомбы, сброшенной ВВС США на Хиросиму, составляла от 13 до 18 килотонн.
Естественно, США тут же отреагировали на эти действия. Дональд Трамп продемонстрировал свою готовность к резким шагам, нанеся ракетный удар по авиабазе Шайрат в Сирии 7 апреля, а также применив сверхмощную неядерную бомбу на территории Афганистана.
Это далеко не первое обострение ситуации на Корейском полуострове. Участники противостояния регулярно грозили друг другу применением силы, но до реальной войны дело все-таки не доходило.
«У США есть надежда на то, что лидер КНДР Ким Чен Ын так же, как и Белый дом, хочет мира, а не войны», – заявил американский президент Дональд Трамп в интервью телеканалу TMJ4-TV 19 апреля. Он подчеркнул, что опасность ядерного конфликта сохраняется, так как Северная Корея ведет себя непредсказуемо.
Также президент США отметил, что проблемой КНДР стоило заняться его предшественникам. Но они откладывали ее решение. Вместо этого с Пхеньяном были заключены договоренности, крайне невыгодные для Вашингтона.
И теперь Трамп посетовал, что оказался в положении, когда у КНДР есть ядерное оружие.
«Надеюсь, что он (лидер КНДР Ким Чен Ын, – «Къ») хочет мира, мы хотим мира. В конечном счете, все будет зависеть от этого, но нам надо подождать и понаблюдать за происходящим», – резюмировал Трамп.
Ранее вице-президент США Майк Пенс заявил, что Вашингтон рассчитывает на серьезное отношение Пхеньяна к мнению мирового сообщества. По его словам, КНДР должна забыть о своих ядерных амбициях. Однако вместо этого Северная Корея продолжает грозить новыми ядерными испытаниями.
Что будет, если…
Эскалация конфликта между США и КНДР не исключает сценария, при котором учебные маневры могут перерасти в реальные боевые действия.
В первую очередь, как полагают аналитики, удар будет нанесен по Японии и Южной Корее. Ракеты средней дальности, которыми уже располагает Пхеньян, смогут «достать» соседние государства в случае военного конфликта.
США уже приступили к укреплению обороны собственных объектов в Японии. Сообщается о развертывании американскими военными наземных установок ПРО Patriot PAC-3 в районе базы Корпуса морской пехоты США «Футэмма» в префектуре Окинава, а также на авиабазе Кадена.
Японский телеканал NHK сообщил, что на этой авиабазе США разместили самолёт атмосферного наблюдения WC-135. Предполагается, что он будет вести наблюдения для обнаружения радиоактивного загрязнения в атмосфере после ядерного взрыва.
Однако эти ПРО не смогут покрыть всю территорию Страны восходящего солнца, считают эксперты.
Серьезные опасения испытывают и в Южной Корее. Там хорошо помнят войну 1950 года, которая дорого обошлась южанам. Министерство обороны Республики Корея призвало население не поддаваться на распространяемые в соцсетях панические слухи о скором ударе США по КНДР.
Возможная война с КНДР не будет «лёгкой прогулкой» и обернётся поистине разрушительными последствиями для всех участников возможного конфликта. В 1994 году Белый дом рассматривал силовой сценарий по отношению к северокорейскому режиму. По примерным подсчетам, такая война обошлась бы США в $100 млрд и привела бы к гибели 100 тысяч американских военнослужащих. Эти расчёты были представлены Биллу Клинтону, занимавшему в тот период пост президента США, председателем Объединённого комитета начальников штабов ВС США генералом Джоном Шаликашвили и командующим войсками США в Южной Корее генералом Гэри Лаком. Южнокорейская армия понесла бы ещё более значительные потери – около полумиллиона погибших и раненых солдат и офицеров, а также экономический ущерб в $1 трлн. В итоге американская администрация отказалась от военной операции против КНДР.
Угроза есть, но маловероятна
Отечественные эксперты, просчитывая все риски, сходятся во мнении, что к ядерной войне данный конфликт не приведет. По словам политолога Казбека Бейсебаева, угроза ядерной войны реально существует, но в то же время все вовлеченные страны прекрасно понимают, что это будет катастрофа для всего человечества.
«Удар по Северной Корее в любом случае повлечет ответный удар по Южной Корее и, возможно, по Японии, – считает Бейсебаев, – а дальше возможны все негативные сценарии. Все это понимают, и поэтому вряд ли дело дойдет до обмена ударами. Ключевую роль в разрешении конфликта могут сыграть Китай и Россия, как страны, политически и экономически влияющие на КНДР. Возможно, Пекин выставит Вашингтону свои условия, а Москва – свои. Допускаю, что между США и Россией идет определенный торг. Скажем так, США пойдут на уступки по сирийской проблеме, а Россия поможет разрешить северокорейскую проблему».
По его мнению, сама проблема с Пхеньяном будет решаться постоянными членами Совета Безопасности ООН, но Казахстан, как непостоянный член СБ, тоже может внести свой вклад в дело разрешения северокорейской проблемы.
В свою очередь политолог Султанбек Султангалиев отмечает, что взаимное бряцание вооруженной силой никогда до добра не доводило. Особенно учитывая почти 70-летнюю недобрую историю взаимоотношений между США и Северной Кореей и непредсказуемость двух современных лидеров обеих стран.
«Малоопытный в сфере международной политики Дональд Трамп и развращенный абсолютной властью северокорейский мальчишка Ким Чен Ын – далеко не лучшие субъекты для выстраивания конструктивного вектора диалога. Тем не менее, угроза применения ядерного оружия, да и вообще вероятность вооруженного конфликта между этими странами весьма мала. Прежде всего, при анализе возможных вариантов развития событий нельзя ни в коей мере исключить реакцию соседей КНДР, а именно России и Китая», – поясняет он.
Как отмечает Султангалиев, удары американских войск по КНДР, ее военным базам и возможным ядерным объектам грозит катастрофой для приграничных территорий РФ и КНР. Москва и Пекин никогда этого не допустят. Также в зоне поражения потенциального ответного удара КНДР находятся Южная Корея и Япония.
«Правящим кругам этих стран также не импонирует перспектива оказаться втянутыми в вооруженный конфликт. Поэтому, полагаю, что дипломатические круги ведущих держав мира сейчас предпринимают серьезные усилия по урегулированию ситуацию и умиротворению темпераментных драчунов», – считает он.
Собственно Казахстану не следует особо беспокоиться по поводу военно-политических последствий для нашей страны от возможного военного столкновения США и КНДР. Султангалиев поясняет, что, во-первых, как уже отмечалось выше, вероятность конфликта весьма ничтожна, во-вторых, наша страна находится вдалеке от потенциальной зоны военных действий, в-третьих, КНДР и Казахстан не связывают какие-либо тесные политические или же экономические общие интересы.
«С экономической точки зрения, конечно же, любой военный конфликт, особенно такого масштаба, нежелателен ни для кого, так как грозит существенными потрясениями для мировой экономики и неминуемо отрицательно отразится на всем международном сообществе», – поясняет он.
Опасения растут
Координатор проектов по внешней политике ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Аскар Нурша согласен со своими коллегами, что Северокорейская ядерная проблема – застарелый вопрос, пути решения которого обсуждаются в формате шестисторонних переговоров с участием Китая, России, США, Южной Кореи и Японии.
«Данный вопрос периодически обостряется в международных отношениях в связи с ракетно-ядерной активностью КНДР. В то время как международное сообщество озабочено вопросами денуклеаризации Корейского полуострова, Северная Корея продолжает развивать свою ядерную программу. Новости из Пхеньяна о проведении ядерных испытаний и пробные пуски северокорейской стороной баллистических ракет, которые потенциально могут стать средствами доставки ядерного оружия, вызывают растущее опасение в регионе», – отмечает г-н Нурша.
Как отмечает эксперт, с приходом в Белый дом команды Трампа линия США в отношении КНДР ужесточилась. США наращивают свои усилия по размещению в Японии и Южной Корее элементов американской ПРО и усиливают военную активность в Северо-восточной Азии, всеми своими действиями демонстрируя усталость от политики ядерного шантажа КНДР и готовность к решению «корейского ядерного вопроса» военно-силовыми способами. Со стороны КНДР в адрес США и их союзников в регионе раздаются прямые угрозы нанести по ним ядерный удар, что также провоцирует обострение конфликта.
«В дипломатии такая стратегия сторон называется «балансирование на грани войны». Готовность обеих сторон к самым решительным действиям не обязательно должно привести к войне, это психологический прием для устрашения и навязывания своей линии, – поясняет Нурша. – Делать прогнозы затруднительно. Именно такие действия сторон способны приблизить военную развязку при определенном стечении обстоятельств. Казахстан, как непостоянный член Совбеза ООН, будет в центре международных усилий по смягчению напряженности политико-дипломатическими методами. При худшем раскладе усилятся военно-политические и гуманитарные риски в регионе. Ситуация затронет интересы соседних держав – Китая и России, чья реакция – также важная часть регионального геополитического уравнения».
Геополитика влияет на валюту
Естественно, что ситуация вокруг США и КНДР сказывается и на американской валюте. Руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia Сергей Полыгалов в своем обзоре отмечает, что основой ценообразования на финансовых рынках на текущей неделе остается геополитическая обстановка в мире, высказывания Дональда Трампа о «сильном долларе» и немного – нефть.
«Что касается нефти, то рынок продолжает удерживать цены на «черное золото» на достаточно высоких уровнях благодаря неимоверным усилиям картеля ОПЕК, который неустанно проводит вербальные интервенции, в которых говорит о том, что объемы добычи и уровень спроса на нефть приходят к консенсусу», – поясняет он.
Как отмечает Полыгалов, Китай, после встречи президента США и лидера КНР, согласился убедить Ким Чен Ына отказаться от своей ядерной программы. Правда, не очень понятно, что китайцы могут пообещать лидеру Северной Кореи, который в принципе не обращает ни на кого внимание.
«Ранее корейская пресса писала о том, что страна готова применить против США ядерное оружие при первых признаках агрессии. Сейчас ходят слухи от осведомленных источников о том, что Пхеньян готовится в случае чего брать в заложники иностранных туристов и дипломатов, – говорит эксперт. – И нарастание агрессии никоим образом не привносит в решение вопроса никакого позитива. Что, конечно же, отражается на национальной валюте США. Если ситуация не изменится к лучшему, то вероятнее всего американская валюта будет продолжать находиться под давлением, как это происходит сейчас».
Дональд Трамп в интервью Wall Street Journal заявил о том, что экономике США не выгоден сильный доллар, а также то, что самому Трампу больше по душе политика низких процентных ставок. Эти заявления, по мнению эксперта, никак не могут способствовать интересу к доллару США со стороны инвесторов, которые после выбора Трампа президентом активно вкладывались в доллар в надежде на восстановление экономики США и укрепление американской валюты.
«Чистая длинная позиция по доллару хеджфондов и других спекулятивных инвесторов уже сократилась до $16 млрд, хотя еще в начале года она достигала $26 млрд, согласно данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), – поясняет Полыгалов. – Дополнительно на доллар давят и цены на нефть. За последнюю неделю котировки прочно обосновались в коридоре 55,50 – 56,40. Скорее всего в ближайшей перспективе, при условии того, что баланс спроса и предложения будет на сегодняшнем уровне, этот коридор для нефти может стать «родным домом», что будет удерживать доллар США от укрепления выше текущих рыночных значений».
В сложившейся обстановке, по мнению эксперта, можно прогнозировать снижение доллара США к паритету со швейцарским франком и даже в районе 0,9960 – 0,9930 франков за единицу американской валюты.