Степногорский горно-химический комбинат, ориентированный на производство закиси-окиси урана и молибденового концентрата, в очередной раз меняет официального владельца.
В ближайшее время правительство одобрит законопроект «Об отчуждении стратегического объекта», который позволит компании Rosdale Pte. Ltd. совершить сделку по отчуждению принадлежащей ей 60-процентной доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью «Степногорский горно-химический комбинат» в пользу компании Ganberg UK Ltd. и 40-процентной доли участия в пользу компании Gexior UK Ltd.
История вопроса
В 1944 году Государственный комитет обороны СССР предписал Комитету по делам геологии при Совнаркоме приступить к активному поиску месторождений урана по всей стране, поскольку процесс создания атомной бомбы в СССР тормозил дефицит ядерных материалов. 4 мая 1955 года постановлением Правительства СССР начато строительство Комбината № 4 (Северо-Казахстанский комбинат, с 1964 года — Целинный горно-химический комбинат), ориентированного на добычу урана и других химических элементов для ядерной индустрии. Таким образом, комбинат, подчиненный Министерству среднего машиностроения, стал градообразующим предприятием. Закрытый город, основанный в 1959 году, в разное время именовался то Целиноградом-25, то Макинском-2, то Аксу (по названию ближайшей железнодорожной станции). На сайте комбината предприятие с гордостью зовут «флагманом урановой промышленности не только советского Казахстана, но и всего бывшего Союза».
К началу 1990-х годов на Целинном горно-химическом комбинате начался спад производства, вызванный ростом послечернобыльской радиофобии, снижением спроса на уран, конверсией, а затем, с развалом Союза в 1991 году и парадом суверенитетов, – разрывом экономических связей. Это повлекло серьезные изменения в производстве и структуре комбината. В период приватизации часть предприятий акционировалась, выйдя из состава ЦГХК, четыре рудоуправления закрылись.
В 1992 году Целинный горно-химический комбинат был преобразован в Производственное объединение, в 1994 году – в Государственную холдинговую компанию, а в 1998 году – в Акционерное общество открытого типа. На сайте комбината сообщается, что «оставшийся имущественный комплекс АО «ЦГХК» был приобретен израильской фирмой Subton Limited. В 1999 году учреждено ЗАО «КазСабтон». Как указано на сайте комбината, «владельцы предприятия не были заинтересованы в сохранении производственного и кадрового потенциала».
Конкретного собственника компании Subton Limited, обозначенного в уставе ТОО, найти достаточно сложно. Указан только юридический адрес этой офшорной компании в городе Никосия Республики Кипр. Именно с этого периода в руководстве появляется киприотка Стало Милона. И она, как маркер, дает повод полагать, что с той поры собственники комбината не менялись, изменялись лишь офшорные юрлица, периодически назначаемые и сменяемые.
Судя по публикациям в СМИ, владельцем ЗАО «КазСабтон» был Аркадий Гайдамак, гражданин Франции, Канады, Анголы и Израиля и компания миллиардера Льва Леваева Africa Israel Investment Ltd.
В 2000 году во Франции против Гайдамака было выдвинуто обвинение в незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт»), в связи с чем он бежал в Израиль. Израиль отказался экстрадировать Гайдамака во Францию. В ноябре 2015 года он добровольно явился в жандармерию парижского региона Иль-де-Франс и был помещен под стражу.
Директором компании и держателем блокирующего пакета акций комбината был Александр Курт, студенческий друг российского миллиардера Михаила Фридмана. Курт в разное время был владельцем Тульского патронного завода, холдинга «Русские масла». С 2015 года владеет машиностроительной корпорацией «Сплав», которая производит трубопроводную арматуру для предприятий атомной энергетики и нефтегазохимического комплекса.
В 2004 году образовано ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» (СГХК). Производственный комплекс горнодобывающих и перерабатывающих предприятий передан в доверительное управление АО «НАК «Казатомпром». В этот период нацкомпанией руководил Мухтар Джакишев, поэтому преобразования на комбинате связывают с его именем. Но большая странность в том, что следственные органы, которые вели уголовное дело против бывшего главы АО «НАК «Казатомпром», не смогли выявить истинного владельца СГХК и даже приписывали этот грех Мухтару Аблязову.
В том же 2004 году Subton Limited через аффилированное лицо – ЗАО «КазСабтон» продало компании имущественный энергетический комплекс, включающий ТЭЦ и управление энергоснабжения ТОО «Джет-7».
В 2005 году юрлицом-владельцем стала компания New Power Systems Limited, зарегистрированная в Лондоне, на знаменитой Бейкер-стрит. Директором при этом значился доктор Евгений Чарышкин. И, судя по менеджменту New Power Systems, с того периода комбинатом управляли люди из команды миллиардеров Василия Анисимова и Алишера Усманова. К примеру, Эдуард Астапов, управлявший проектом комплексной модернизации ТОО «СГХК». Однако прямых связей не прослеживалось.
В 2012 году состоялась передача стопроцентной доли участия от New Power Systems Limited сингапурской Rosdale PTE. Ltd., что, возможно, было связано не с продажей компании, а с вопросами налогообложения – летом этого года Казахстан исключил Сингапур из списка стран с льготным налогообложением.
Однако по неизвестным причинам в 2017 году запланирована новая передача руля управления комбинатом. На этот раз доли распределятся следующим образом: 60% – компании Ganberg UK Ltd. и 40% – компании Gexior UK Ltd. Но, поскольку оба юрлица – британские регистранты, на этот раз владельцы комбината «вышли из тени».
Обе компании созданы 1 марта 2017 года. В директорате обеих компаний – киприотка Мария Милона (видимо, получившая должность вице-председателя по наследству), а также еще одна управляющая компания – Ionics Secretaries Limited.
И «Гексиор», и «Ганберг» управляются компанией Degevol UK Ltd., созданной также 1 марта. А контроль этой компании – у Василия Анисимова (более 50%, не менее 25%) и у Якова Клебанова (более 25%, но менее 50%).
Таким образом, если документально не было подтверждения, кто был владельцем комбината в прежние годы, то теперь он стал очевидным – Василий Анисимов, уроженец Казахстана и миллиардер.
Новые владельцы
Василий Анисимов родился в Алма-Ате, в 31 год стал директором по снабжению Калининской АЭС, затем был директором московского «Росхозторга». В 1989 году создал свой первый бизнес — предприятие «Траст», позже переименованное в «Трансконсалт», получившее статус так называемого спецэкспортера алюминия.
В 2017 году по версии Forbes Russia занял 60-е место среди богатейших людей России с состоянием в $1 400 млн. Владелец девелоперской компании Coalco и совладелец ЗАО «Газметалл». В Казахстане Анисимов – совладелец сети Rixos Hotels «Хан Шатыр».
Отметим, что до 2009 года компания Анисимова Effective Energy B.V. (Нидерланды) владела 50% ТОО «Каратау» (владеет участком 2 месторождения Буденовское с запасами 18,2 и ресурсами 31,6 тыс. тонн урана) и 25% СП «Акбастау» (владеет участками 1, 3 и 4 месторождения Буденовское с запасами 25,1 и ресурсами 58,9 тыс. тонн).
В начале 2009 года эти активы приобрел российский урановый холдинг ОАО «Атомредзолото». С казахстанской стороны 50-процентными пакетами владеет НАК «Казатомпром». В июне 2009 года «Атомредметзолото» («АРМЗ»), дочернее предприятие «Росатома», приобрело 16,6% акций канадской компании Uranium One в обмен на 50-процентную долю в проекте добычи урана на Каратау совместно с «Казатомпромом». В июне 2010 года Uranium One получила 50% и 49% доли в казахстанских проектах добычи урана Акбастау и Заречное соответственно. В обмен на это «АРМЗ» повысила свою долю в Uranium One до 51%. «АРМЗ» получила полный контроль над Uranium One в январе 2013-го. С декабря 2013 года Uranium One – непосредственное подразделение «Росатома».
Яков Клебанов – внук заслуженного врача Казахской ССР и первого гендиректора Республиканского центра СПИД, сын главы АО «Эксимбанк Казахстан» Александра Яковлевича Клебанова и бывшей тележурналистки, экс-мажилисмена и предпринимателя Дарьи Клебановой. Аффилирован с группой «Аллюр Авто» и Bek Air Services KZ.
Александр Клебанов в 2016 году по версии Forbes Kazakhstan занял 28 место среди богатейших людей РК с капиталом в $180 млн и 16 место среди влиятельных бизнесменов страны.