Фондовая биржа на сегодняшний день является слабым посредником для бизнеса и крайне нуждается в институциональных инвесторах на рынке. Средства инвесторов, по словам представителей биржи, инвестированы опосредованно через БВУ и институты развития, тогда как нужно сократить расходы на финансирование за счет прямых инвестиций через биржу. Это и многое другое обсуждали участники XIII Международной конференции по риск-менеджменту в Алматы.
В рамках XIII Международной конференции по риск-менеджменту председатель правления Казахстанской фондовой биржи Алина Алдамберген рассказала о том, какие препятствия видит KASE для развития как фондового рынка, так и бизнеса в целом.
Она назвала четыре основные проблемы. Во-первых, фондовому рынку капитала нужны розничные инвесторы, поэтому необходимо развивать именно это направление. Во-вторых, для того чтобы восстановить финансирование экономики за счет национальных сбережений, необходим возврат институциональных инвесторов, и прежде всего частных пенсионных фондов, на рынок. В-третьих, для слаженно работающей, эффективной и устойчивой финансовой системы нужно наращивать объемы частного и реального секторов экономики, а также фондовый рынок. Четвертое – это развитие технологий, которые независимо от того, насколько развит фондовый рынок, сегодня стали неотъемлемой частью развития любого фининститута.
«Финансовые технологии не стоят на месте. И поэтому развитие научных методов инвестирования более эффективно», — отметила г-жа Алдамберген. Появляются различные инструменты, которые способны стать альтернативой биржи. Помимо этого определенную конкуренцию биржи начинает составлять краудфандинг.
В этом отношении биржа предлагает несколько своих инициатив. Во-первых, развитие мобильного приложения для предоставления рыночной информации, новостей, статей и обучающего материала. Во-вторых, создание стартап-площадки – торговой площадки для привлечения венчурных инвестиций и средств бизнес-ангелов в стартап-проекты и растущие компании.
Рассматриваются возможности внедрения в работу биржи технологии блокчейн, а также исследуется создание краудфандинговой платформы на KASE.
Разница в доходах
По ее словам, несмотря на достаточно высокий объем торгов KASE (только за прошлый год эта цифра достигла 94,6 трлн тенге), что в основном связано со значительным приростом денежного рынка, биржа имеет устойчивое снижение торгов на рынке облигаций, которое происходит под влиянием достаточно высоких ставок в тенге. На рынке акций довольно высокая доля физических лиц, однако необходимо дальнейшее привлечение розничных инвесторов.
Если сравнивать степень участия людей в торговле ценными бумагами в Казахстане и России, то доля розничных инвесторов среди населения, вовлеченного в фондовый рынок, составляет 0,76% в России и 0,6% — в Казахстане. То есть в относительном отношении цифры почти одинаковые.
Однако в России 4,5% от доходов населения по оплате труда в 2015 году направлено на покупку ценных бумаг, тогда как в Казахстане этот коэффициент составил только 0,2%.
«Если допустить, что в Казахстане доля заработной платы, инвестированной в ценные бумаги, тоже достигла бы 4,5%, то объем инвестиций в ценные бумаги в 2015 году составил бы 594,0 млрд против 32,4 млрд тенге», — пояснила председатель правления биржи.
При этом казахстанцы больше доверяют банкам, чем брокерским компаниям. Так, например, россияне 67% своих сбережений держат на депозитах в БВУ и 16% — в ценных бумагах, тогда как казахстанцы 79% хранят в банках и только 6% — в акциях или облигациях.
По словам главы KASE, при прочих равных условиях население России более активно участвует в фондовом рынке, чем казахстанцы.
Слабый посредник
По признанию представителей KASE, биржа является слабым посредником для бизнеса. В листинге KASE на сегодняшний день 82% эмитентов на рынке акций и 24% эмитента на рынке облигаций являются финансовыми или квазигосударственными компаниями. Частный реальный сектор экономики занимает только 18% на рынке акций и 6% — на рынке облигаций KASE.
Г-жа Алдамберген надеется, что бирже удастся стать ключевым посредником для бизнеса, и если сейчас все финансирование идет в квазигосударственный сектор, банки, институты развития, то в дальнейшем реальный сектор должен иметь больший доступ к финансированию.
Капитализация рынка акций на конец 2016 года составила 14,7 трлн тенге, это около 30% от ВВП РК. По словам Алины Алдамберген, в странах с развитой экономикой данный показатель может достигать 100% и более. Например, в Сингапуре – 219%, Японии – 117%, Германии – 51%.
Она также подчеркнула, что важно развивать финансовую грамотность населения, поскольку финтехнологии сегодня несут в себе определенные риски.
По мнению инвестиционного директора Tengri Capital Ануара Ушбаева, расходы частного сектора уже исчерпали себя. Основной интерес для частного рынка представляет рынок государственного рынка ценных бумаг (ГЦБ). По его словам, основной объем этих бумаг, большая доля которых приобретается ЕНПФ, является абсолютно неликвидным, в том числе и на вторичном рынке. «Это говорит о том, что нет никакого рынка капитала. А если этого нет, то никакие иностранные инвесторы не будут давать инвестиции и займы», — считает г-н Ушбаев.
Он добавил, что помимо этого Казахстан имеет отрицательную инвестиционную позицию в размере порядка $50 млрд, что составляет около 22% от ВВП. Он пояснил, что исторически при 35% от ВВП наблюдается кризис инвестиционного баланса. Такие случаи происходили в России, Бразилии Таиланде и других странах.