По данным аналитической компании IDC, с 2013 года рынок IT в целом снизился почти на 41%, а в прошлом, 2016 году, по предварительным данным, он сократился на 24,2%. Как оценивает ситуацию один из основных игроков IT—рынка в РК компания Dell? На эти и другие вопросы ответил глава представительства Dell EMC в Казахстане и Центральной Азии Нурлан Садыков.
Недавно компания Dell объявила результаты исследования ESG 2017 IT Transformation Maturity Curve, проведенного аналитической компанией Enterprise Strategy Group (ESG). В ходе опроса IТ-директоров и руководителей крупных компаний в разных странах выяснилось, что большинство респондентов уверены – их организации еще не в полной мере используют различные аспекты IТ-трансформации, чтобы оставаться конкурентоспособными во все более цифровом мире.
Так, 71% компаний признают, что IТ-трансформация необходима для достижения конкурентоспособности. 95% респондентов вообще не используют IТ-трансформацию для достижений своих бизнес-целей. «Трансформированные» организации в семь раз чаще признают IТ определяющим фактором для повышения прибыли и увеличения конкурентоспособности. А 96% «трансформированных» организаций в прошлом году превысили целевые показатели по доходам. Как считают исследователи, у них вдвое больше шансов опередить данные целевые показатели.
– Нурлан, как вы оцениваете начало 2017 года для казахстанского рынка коммерческих PC, серверов и СХД?
– Мы наблюдаем, что рынок IT в целом стал восстанавливаться, во многом благодаря отложенному спросу, вызванному экономической ситуацией в течение 2015 и 2016 годов. Компании боялись тратить деньги после девальвации и откладывали проекты трансформации IT, тем не менее многие руководители рассматривают IТ как основной драйвер роста своего бизнеса. Это доказывает и недавнее исследование ESG 2017 IT Transformation Maturity Curve, проведенное по заказу Dell EMC.
Согласно полученным результатам, 71% респондентов (всего в опросе участвовало более 1 тыс. организаций со всего мира) согласны с тем, что IT-трансформация необходима для сохранения конкурентоспособности бизнеса. И в Казахстане начало этого года ознаменовано значительным увеличением запросов касательно IT-трансформации – бизнес и государство начинают запускать проекты, которые были временно приостановлены.
Как и во всем мире, опережающими темпами растет спрос на программно-аппаратные комплексы, аппликации взаимодействия с клиентами, ПО виртуализации и т. д. В текущем году мы ожидаем восстановления как рынка ПО, так и IT в целом.
Не стоит также забывать, что с каждым днем растет объем обрабатываемых, хранимых и передаваемых данных. Каждые 18 месяцев объем информации увеличивается в два раза, а эти данные необходимо незамедлительно хранить и обрабатывать. Перед нашими заказчиками стоит задача увеличения эффективности IT при условии снижения операционных затрат. В данном случае единственно правильным решением является построение современной IT-архитектуры на пути к цифровой трансформации и такие эффективные решения, как конвергентная инфраструктура и гибридные облака.
– Каковы ваши прогнозы по продажам компании в текущем году в Казахстане?
– Вне зависимости от рыночных условий мы каждый год планируем рост и достигаем его. В текущем году мы ожидаем, что компания покажет рост порядка 20%.
– Какова ваша оценка рынка «железа» в РК после прошедшей последней девальвации? Насколько силен был спад продаж для компании Dell EMC в Казахстане и идет ли возвращение к додевальвационным показателям продаж?
– По оценке аналитической компании IDC, с 2013 года рынок IT в целом снизился почти на 41%, а в 2016 году, по предварительным данным, IT-рынок сократился на 24,2%. По моим наблюдениям, рынок «железа» в прошлом году просел больше, чем софтверный. Это отражение и мировой картины, ведь сейчас большее внимание уделяется аппликациям, которые позволяют трансформировать бизнес, далее для эффективной работы подтягивается IT-платформа. Если говорить о показателях компании, то после двух девальваций за счет увеличения рыночной доли даже в долларовом выражении наш бизнес не просел, а в тенге он вырос более чем в два раза.
– Наблюдается ли ужесточение конкуренции на рынке коммерческих PC, серверов и СХД?
– Конкуренция в Казахстане всегда была сильна, здесь присутствуют все мировые игроки, а также локальные производители. На этом рынке мы чувствуем себя уверенно, так как после объединения Dell с EMC каждый заказчик может получить комплексное решение и провести цифровую трансформацию из одних рук.
– На что сегодня делает акцент компания?
– Наша главная задача – помогать организациям оставаться конкурентоспособными через трансформацию своего бизнеса. Для этого необходимо одновременно проводить четыре трансформации: цифровую трансформацию, куда входит работа с облачными приложениями, большими данными и аналитикой; трансформацию IТ, здесь мы говорим о гибридном облаке, конвергентной инфраструктуре, СХД и сервисе; трансформацию безопасности – операционной, управления доступа и защиты периметра и рабочего места, а также трансформацию рабочего места и управления мобильностью предприятия.
Именно такой подход общего оркестрирования позволит компаниям оставаться на плаву. В данный момент мы единственные на рынке, кто может предложить комплексные end-to-end решения для всех видов трансформации, и мы сосредоточены на том, чтобы предлагать клиентам максимально эффективные решения для их успешной деятельности.
– С 2013 года общие финансовые показатели компании показывают убыток, каковы финансовые показатели компании по Казахстану?
– Совсем недавно мы делились результатами компании за прошедший финансовый год. Так, консолидированный доход от продолжающихся операций составил $61,6 млрд, а доход от продолжающихся операций, рассчитанный не по GAAP, — $62,8 млрд. Группа компаний понесла операционный убыток в размере $3,3 млрд. При этом операционная прибыль не по GAAP достигла $5,1 млрд. В Казахстане из года в год мы показываем стабильный и уверенный рост, и в 2018 финансовом году мы будем развивать достигнутые успехи, используя новые возможности на рынке.
– Удастся ли компании удержать свои позиции по продуктам и сервисам для крупных корпораций в Казахстане, учитывая ужесточающуюся конкуренцию с китайскими компаниями, такими как, например, Lenovo?
– Мы более чем уверены, что нам удастся не только удержать, но и улучшить свои позиции благодаря нашим уникальным конкурентным преимуществам, включая, как я уже и упоминал, возможность Dell EMC закрывать полностью хард- и софт-потребности клиента, которая позволяет защитить инфраструктуру любого заказчика любого масштаба по периметру, включая рабочие места.
– Какие тренды, по вашему мнению, будут определять развитие IT-рынка в Казахстане в ближайшем будущем?
– Казахстан не отстает от глобальных трендов в сфере IT. Основной тренд – заказчикам необходимо увеличение мощностей хранения, повышение гибкости и оперативности развертывания инфраструктуры при минимальных капитальных затратах. Это может быть реализовано путем трансформации IТ, то есть в рамках перехода к конвергентным решениям и гибридным облакам. Следующий глобальный и локальный тренд – переосмысление безопасности. В условиях всеобщего подключения к интернету, опасности подвергается любое подключенное устройство. В мире ежедневно происходит более миллиона хакерских атак, и необходимо быть готовыми к тому, что в этом году периметр атаки расширится и выйдет за пределы традиционных IТ-сетей.
Для бизнеса и государства информация – это основной актив, и его защитая, несомненно, станет важным толчком для движения вперед. Третий масштабный тренд – трансформация рабочего места. Компаниям необходимо обеспечить максимально эффективную работу сотрудников, многие из которых работают из дома или другого места, и в этом случае остро встает вопрос удобного взаимодействия сотрудников со своей рабочей средой. Так, сегодня порядка 60% сотрудников работают из дома, со временем эта цифра будет только увеличиваться. Вопрос безопасности конечного устройства в данном случае наиболее важный, ведь порядка 95% утечек информации происходят именно с конечного устройства пользователя.
– Какова сейчас структура казахстанского IT-рынка?
– Структура рынка сохранилась с 2014 года. Так, согласно данным IDC, на «железо», то есть на аппаратное обеспечение, приходится 78,7%, на ПО – 9,6%, а на услуги – 11,7%. 40% рынка занимают ПК и другие клиентские устройства, а решения для предприятий, в том числе серверные решения, сетевое оборудование и СХД – 60%. В этом разрезе примерно половина приходится на сервера и половина – на СХД, и, конечно же, растет доля конвергентных решений.
– В 2014 году в интервью одному из казахстанских изданий вы отметили, что Dell занимает 5,4% рынка ПК, ноутбуков, лэптопов и ультрабуков. Какова доля рынка сейчас по этим продуктам?
– В сравнении с 2014 годом наша доля рынка коммерческих ПК выросла в 2,5 раза, в 2016 году она составляла 11,4%, а по результатам 2016 года – 12,9%. Мы планируем нарастить долю дополнительно на 2% до конца этого года. Хотелось бы отметить, что на рынке серверов мы также выросли в 2,5 раза, и сейчас наша доля составляет примерно 25%, в 2014 году она была равной 11%.
СПРАВКА
О компании Dell EMC
Dell EMC – американская корпорация, одна из крупнейших компаний в области производства компьютеров. Входила в список Fortune 1000 (26-е место по итогам 2005 года), акции торговались на бирже NASDAQ, с 2013 года – частная компания. Штаб-квартира находится в Раунд-Роке, в штате Техас, США.
Председатель совета директоров и главный управляющий компании – Майкл Делл.
Dell EMC, входящая в группу компаний Dell Technologies, помогает организациям модернизировать, автоматизировать и трансформировать центры обработки данных, поставляя ведущие в отрасли конвергентные инфраструктурные решения, серверы, системы хранения и технологии защиты данных.