Предприятия РК наращивают обороты и все активнее высвобождают резервы
Предприятия РК продолжают сокращать свои позиции в валюте, высвобождая резервы на ускорение темпов оперативной деятельности. За первые 3 месяца текущего года совокупный объем средств на тенговых срочных вкладах, депозитах до востребования и текущих счетах юридических лиц выросли на 25,9 миллиарда тенге, или на 1%.
Объем валютных сбережений корпоративных клиентов банков РК за январь-март 2017 года, напротив, сократился на 363,3 миллиарда тенге, или на 9%.
Готовность предприятий к инвестированию и увеличению деловой активности видно по динамике сокращения размеров валютных депозитов и соответствующему росту тенговых вкладов. По сравнению с уровнем годом ранее сумма по срочным вкладам юрлиц в инвалюте уменьшилась на 24%, в то время как по тенговым сбережениям объем вырос на 31%.
Причем скорость высвобождения средств по валютным резервам идет в таком же темпе, как и в начале 2016 года, а динамика роста тенговых вкладов существенно замедлилась — предприятия не стремятся фиксировать прибыль и пускают свободные средства в оборот.
Наибольший прирост срочных вкладов в тенге за январь-март текущего года показали предприятия Астаны (на 31,6 миллиарда тенге), Алматы (+12,1 миллиарда тенге) и ЮКО (+11,9 миллиарда тенге).
Компании, работающие в Астане и Алматы, стараются соблюсти паритет в своих сбережениях — тенговые вклады занимают 54% и 52% всего портфеля, соответственно. Предприятия из ЮКО больше доверяют нацвалюте — тенговые сбережения составляют 72% депозитного портфеля по срочным вкладам.
Напомним, что 20 августа 2015 года правительство Казахстана перешло к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, и отменило валютный коридор и перешло к свободно плавающему обменному курсу.
На протяжении последних двух лет обменный курс тенге формируется на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. При этом в течение последних 8 месяцев Нацбанк практически не вмешивается в формирование рыночного уровня обменного курса, однако у регулятора есть право участия на внутреннем валютном рынке путем проведения валютных интервенций в случае возникновения угрозы дестабилизации финансовой системы.