Правительство обещает оставить необоснованный рост тарифов ЖКХ в прошлом
В Казахстане предложили изменить тарифную политику в сфере ЖКХ. Министерство национальной экономики планирует внести в Мажилис Парламента РК проект нового Закона РК «Об естественных монополиях». Таким методом правительство пытается повысить прозрачность и эффективность предприятий в сфере ЖКХ, создавая стимулы к большей экономии. При этом законодатели обещают, что необоснованный рост тарифов останется в прошлом.
Стимул к эффективности
Законопроект предусматривает альтернативные решения по тарифообразованию субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем внедрения новых методов регулирования. Среди них: стимулирующий метод, метод индексации и определение тарифа при заключении договора между субъектом естественных монополий (СЕМ) и регулятором.
«Создание стимула для предприятий, чтобы они больше экономили и повышали свою эффективность», — сказал, выступая в ходе круглого стола в Мажилисе вице-министр национальной экономики РК Айбатыр Жумагулов.
По его словам, действующее законодательство, которое было принято в 1998 году, не содержит стимулов для снижения затрат и повышения эффективности СЕМ, что влияет на ежегодное повышение тарифов. Также Закон несистемный, в него за эти годы было внесено 200 поправок по 15 законам, а процесс тарифообразования остается непрозрачным.
Кроме новых методов предлагается внедрить новые институты, такие как Советы по тарифной политике для привлечения общественности. По данным МНЭ РК, к сферам естественных монополий в ЖКХ относятся водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и передача электроэнергии.
В целом, в Казахстане зарегистрировано 1 172 субъекта естественных монополий, в том числе в сфере ЖКХ – 926, которые оказывают 1 355 услуг. Также на ежегодный рост цен на тарифы, как считают в Министерстве по инвестициям и развитию РК, влияет износ сетей.
В рамках программы «Нурлы жол» планируется продолжить выделение средств на реконструкцию сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Отметим, что в 2015 году было выделено 60 млрд тенге и реконструировано 226,5 км сетей, в 2016 – более 86 млрд тенге на реконструкцию 1 733 км сетей, в 2017 году выделяется 48 млрд тенге, планируется построить и реконструировать 1 190 км сетей. До 2020 года планируется снизить износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 67 до 53%.
Правовая основа
Чтобы узнать, чем не угодил ведомству прежний закон и более подробно о предлагаемых методах регулирования, редакция направила запрос в министерство национальной экономики.
В ответе министерства поясняется, что «основной проблемой действующего Закона является закрепление исключительно затратного метода тарифного регулирования и отсутствие правовой основы для поэтапного внедрения новых альтернативных методов тарифообразования. Действующий затратный метод предопределяет: отсутствие экономического стимула снижения затрат и повышения эффективности, поскольку экономия затрат изымается государством; трудоемкость процесса регулирования как для регулятора, так и для субъектов в связи с детальным анализом и согласованием всех затрат каждого субъекта; высокие коррупционные риски, обусловленные сложными процедурами утверждения тарифов и субъективными факторами принятия решений».
Как отмечают в ведомстве, последствия затратного метода ярко видны в основных индикаторах развития отрасли. Так, потеря воды у нас достигает порядка 35%, что по сравнению с развитыми странами в несколько раз выше. Потери тепла – на уровне 30%, э/энергии – на уровне 17%.
«Поскольку рентабельность капитала зависит от стоимости базовых активов, субъекту становится выгодно вкладывать в базовый капитал. То есть, происходит переинвестирование и наращивание прибыли не за счет оптимизации расходов, а за счет капитализации, — отмечается в ответе. — В этой связи, с учетом зарубежного опыта тарифного регулирования предложено поэтапное внедрение новых методов регулирования, сохранив затратный метод тарифообразования как базовый метод.
Таким образом, законопроект, прежде всего, закладывает правовую основу применения новых методов тарифообразования».
Что касается непосредственно методов, то в сообщении поясняется, что к ним относятся: стимулирующий метод, предусматривающий утверждение тарифов на услуги субъектов естественной монополии в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества услуг. Основной сутью данного метода является создание стимула для предприятий экономить свои затраты и повышать свою эффективность.
«Метод индексации, означающий установление тарифов на услуги субъектов естественной монополии малой мощности путем ежегодной индексации тарифов и в настоящее время применяемый в отношении субъектов естественных монополий малой мощности. Определение тарифа при заключении договора государственно-частного партнерства — определение срока действия и тарифа, целевых показателей, объема и направлений инвестиций и иных условий регуляторного соглашения между субъектом естественных монополий и регулятором», — сообщает ведомство.
Примером метода заключения договора государственно-частного партнерства являются заключаемые в настоящее время концессионные соглашения, в которых определяется ряд условий деятельности предприятий, а также применяемый тариф.
Совет нам в помощь
Что касается процедуры тарифообразования, то она будет определяться в зависимости от метода тарифного регулирования в соответствии с базовым документом — Правилами осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на регулируемые услуги, который будет содержать практически всю подзаконную нормативную базу, что обеспечит систематизацию и понимание правового механизма регулирования монополий.
Для повышения прозрачности тарифообразования и вовлечения общественности в процесс утверждения тарифов законопроект предусматривает создание новых институтов.
Так, будет введен Совет по тарифной политике — коллегиальный орган по обсуждению и разработке основных направлений государственной политики в сфере естественных монополий. В его состав будут входить представители негосударственных организаций, объединений и потребителей. При Совете также будут создаваться комиссии по вопросам тарифообразования в разрезе сфер естественных монополий.
Все это хорошо, но все же, какой плюс увидят на выходе обычные казахстанцы?
На этот вопрос министерство пояснило, что «с принятием нового Закона будет реализован принцип организованного потребителя, разумеющего наличие эффективного механизма представления интересов потребителей в процессе формирования тарифов.
В этой связи, учитывается создание Объединения потребителей услуг субъектов естественных монополий, наделенного важными функциями по: экспертизе проектов нормативных правовых и правовых актов, участию в осуществлении уполномоченным органом мониторинга исполнения тарифных смет, инвестиционных программ, представлению интересов потребителей в отношениях с государственными органами, судами, повышению правовой грамотности самих потребителей».
Тариф будет зависеть от качества услуг?
Необоснованный рост тарифов останется в прошлом. По крайней мере, так обещают законотворцы.
«Предполагается на уровне закона закрепить действующий механизм установления предельного индекса роста тарифов на регулируемые услуги, т.е. показателя, определяющего прогнозный предельный уровень тарифов в коридоре инфляции в календарном году», — поясняется в сообщении.
А чтобы информация о деятельности того или иного субъекта естественной монополии была доступна казахстанцам, «предусматривается функционирование электронного документооборота между уполномоченным органом и субъектами естественных монополий».
Дополнительно в Законопроекте будут внедрены механизмы повышения качества услуг субъектов естественной монополии путем внедрения критериев качества, надежности и эффективности услуг, от достижения которых будет зависеть уровень утверждаемого тарифа.
Таким образом, разработка и принятие нового Закона направлены на решение ключевых задач развития отрасли и внедрение лучшей мировой практики тарифообразования.
По мнению Министерства национальной экономики, принятие законопроекта обеспечит:
гибкость правовой системы тарифообразования; поэтапный переход от затратного к стимулирующему и иным методам тарифного регулирования; повышение прозрачности механизма тарифообразования и его понимания потребителями; снижение коррупционных рисков и вовлечение в процесс утверждения тарифов большего числа заинтересованных лиц (предпринимателей, потребителей и т.д.).
Меняется роль и самого регулятора, который сосредоточит свои усилия на регулировании результатов деятельности компании, а не ее управленческих действий.
Взгляд эксперта
Председатель президиума «Казахстанской Ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик еще несколько месяцев назад написал обзор основных накопившихся в отрасли электроснабжения и централизованного тепло-водоснабжения проблем и путей их решения в проекции на новую Концепцию и законопроект «О естественных монополиях»..
По мнению Своика, весь законопроект направлен на предоставление возможности Регулятору уже внутри себя выбирать инструментарий и формы работы с СЕМ.
«Закрепляя и расширяя и так уже практикующуюся монополию на «кулуарную» работу с монополистами. Включая – и это надо сказать прямо – никем и ничем не контролируемые возможности коррупционного использования такого своего закрытого взаимодействия с регулируемыми субъектами», цитирует эксперта eenergy.media.
Как отмечает председатель президиума, включенные в Концепцию и законопроект нормы обеспечения коллегиальности и прозрачности тарифного регулирования носят откровенно камуфлирующую фактическую закрытость Регулятора направленность.
«А именно: предусмотрен некий Совет по тарифной политике — коллегиальный орган по обсуждению и разработке основных направлений государственной политики в сфере естественных монополий, в состав которого будут входить депутаты Парламента, представители уполномоченного и иных госорганов, Нацпалаты предпринимателей, республиканского объединения потребителей субъектов естественных монополий и иные заинтересованные лица. При Совете будут создаваться комиссии по вопросам тарифообразования в отдельной сфере естественной монополии», — поясняет Петр Своик.
По его мнению, ключевым здесь является способ подбора состава Совета – по представлению самого Регулятора. Что, вкупе с ориентацией на безвозмездную деятельность, заведомо лишает такой «общественный орган» (как и комиссии при нем) дееспособности и ответственности, превращает в инструмент манипулирования руководством Регулятора и прикрытия их собственных административных решений.
«Концепцией и законопроектом предусмотрено также Объединение потребителей услуг субъектов естественных монополий, как некоммерческая, независимая организация, создаваемая потребителями в целях защиты своих прав и законных интересов, — говорит эксперт. — Финансирование деятельности объединений потребителей будет осуществляется за счет обязательных взносов субъектов естественной монополии, утверждаемых Советом по тарифной политике, добровольных взносов самих потребителей и иных источников, не запрещенных законодательством. Объединения выстраиваются в административно-территориальную пирамиду: по одному на район, город, область с ассоциацией на республиканском уровне».
При этом, как поясняет эксперт, конкретные процедуры участия таких объединений в тарифном процессе, их права и обязанности не прописаны. Понятно, что на практике пирамида «объединений потребителей» в таком виде рискует быть втянутой в кулуарные коррупционные соглашения, стать объектом манипулирования и как бы «общественным» прикрытием фактической тарифной непрозрачности.
Напомним, что «Казахстанская ассоциация «Прозрачный тариф» выполнила в 2015 году, по заказу Министерства национальной экономики и НПП, исследование в сфере тарифной политики отрасли электроэнергетики и ЖКХ, с выработкой всего пакета рекомендаций. Работа за бюджетные деньги была выполнена в срок, принята и оплачена обеими заказчиками.
«Тем не менее, создание рабочей группы по продвижению такой Концепции и законопроекта показывает, что государственные средства были потрачены напрасно. Должного обсуждения в МНЭ или КРЕМиКЗ не случилось, от сделанных рекомендаций в Концепции и законопроекте имеются лишь «следы», причем сам их характер показывает, что курс взят как раз в противоположную – еще большей ведомственной закрытости – сторону», — говорит Своик.