Новости

Новая старая сказка

В минувшие выходные Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил премьеру балета Лео Делиба «Коппелия». Впервые он был поставлен на сцене театра в 1937 году балетмейстером Юрием Ковалевым. И вот, спустя 80 лет, вернулся в репертуар театра

В минувшие выходные Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил премьеру балета Лео Делиба «Коппелия». Впервые он был поставлен на сцене театра в 1937 году балетмейстером Юрием Ковалевым. И вот, спустя 80 лет, вернулся в репертуар театра.

Несмотря на то, что самый первый вариант балетной постановки уже давно забыт, интерес к ней до сих пор сохранился. Балет успешно идет на сценах театров всего мира. По-новому взглянуть на него в ГАТОБ им. Абая планировали давно. В постановке народной артистки РК Гульжан Туткибаевой балет приобрел новые яркие краски. По ее словам, пересмотрев репертуар театра, она поняла, что в нем до обидного мало спектаклей, которые будут интересны не только взрослым, но и самым маленьким зрителям.

«Это сказка, но, как известно, сказка — ложь, да в ней намек… В спектакле есть философский подтекст, который поймут взрослые и дети постарше, а маленькие зрители увидят прекрасную историю с множеством ярких сцен, с красивым исполнением, с прекрасными декорациями», — отметила Гульжан Туткибаева.

Простенький сюжет «Коппелии» органично вплетается в легкую, воздушную музыку Делиба. А сами танцы балета пронизаны элементами пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого музыкально-драматургического развития.

В основу сюжета легла сказка писателя-романтика Гофмана «Песочный человек», в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом (любит Гофман таинственных «дядюшек Дроссельмейеров» — то ли магов, то ли механиков). Правда, на этот раз либреттист Шарль Луи Этьен Нюитер и принявший участие в написании либретто Артюр Сен-Леон решили оставить мистику за кулисами. В центре истории — пара Франц и Сванильда. Чтобы вернуть любовь жениха, Сванильда проникает в дом мастера и переодевается куклой Коппелией. Мистика оборачивается шуткой, а драма — водевилем.

По сути, весь сюжет вместился в две картины. Третья — это городской праздник, то есть просто танцы (польская мазурка, венгерский чардаш и другие), в написании которых композитор использовал особенности национального фольклора.

Кроме того, детей, как и их родителей, несомненно, не оставят равнодушными декорации – солнечные и яркие в первой и третьей картине и невероятно таинственные во второй.

К слову, за сценографию и костюмы отвечал народный художник России, лауреат государственных премий РК и РФ Вячеслав Окунев, который в разные годы сотрудничал с Королевским театром Глазго, Национальной Оперой Греции, театром Велки в Польше, Национальной оперой Венгрии (Будапешт), национальными театрами Сеула и Токио, Нью-Йорк Сити Балетом, Оперой Кальяри. Спектакли с его оформлением шли на сценах оперы Ла Скала, Арена ди Верона в Италии и многих других. И уже долгие годы художник работает над постановками алматинского ГАТОБ им. Абая, создавая на сцене настоящую сказку.

Этот балет Делиба примечателен тем, что, прежде всего, стал неким рубежом в творчестве композитора. «Коппелия» относится к редкому в балете жанру комического спектакля. Работать над ним он начал в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Чайковский. К слову, в зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству.

Что касается нашего театра и постановки Гульжан Туткибаевой, то настоящее эстетическое удовольствие подарили публике артисты балета Асель и Азамат Аскаровы, исполнившие партии Франца и Сванильды. Асель просто покорила зал невероятно живой мимикой — она не просто станцевала, она сыграла свою героиню. И, конечно же, блестящим па-де-де.

А Аскар заворожил публику своими легкими и воздушными прыжками и не менее прочувствованной актерской игрой.

«Спектакль очень насыщенный, яркий, комедийный, в процессе репетиции солисты и постановщики понимали друг друга. Было очень много мизансцен, они осмысливались хореографически, а также в актерском плане. Это не только танец, но и драматический театр», — сказала Асель Аскарова.

Азамат Аскаров отметил, что его вдохновили оригинальные хореографические идеи, новые костюмы, декорации: «Мы привыкли играть драму, трагедию, а тут комедия, и вжиться в комедийные образы было очень интересно».