В Астане обсудили будущее ГМК

Опубликовано
Эксперты отмечают влияние Китая на стоимость металлов

Инвестиционный кризис в развитии горно-металлургического комплекса (ГМК) прошел в еще 2015 году, в то время как в 2016 году ситуация уже начала налаживаться. Эксперты особо отметили китайское влияние на цены на металлы. Проблемы и потенциальные решения эксперты обсудили в ходе Горно-металлургического конгресса (АММ) в Астане.

Представители государственных органов, руководители предприятий и аналитики встретились в Астане, чтобы обсудить дальнейшие пути развития ГМК в Казахстане. Эксперты считают, что кризис миновал уже в 2015 году, а в 2016-м ситуация уже начала выравниваться.

«Перед нами стоят задачи по развитию экономики Казахстана. В 2050 году мы должны войти в 30 самых развитых стран. Достигнуть этого помогут опережающие темпы развития как в горно-металлургическом комплексе, так и в обрабатывающей промышленности. Альтернативы индустрии 4.0, техническому перевооружению нет. На месте мы стоять не можем. В результате новых технологий будет повышаться производительность труда и где-то будет наблюдаться оптимизация трудовых кадров, но на это ни в коем случае мы никогда не пойдем. Встречаясь с компаниями во всех регионах, вместе вырабатываем план. Всем компаниям говорим, что ни один человек не останется за бортом», – заявил первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Алик Айдарбеков.

Заместитель премьер-министра РК Аскар Мамин заявил, что государство уделяет большое внимание развитию ГМК страны: «Впервые за последние годы в горно-металлургической промышленности мира наблюдаются положительные тенденции, вызванные подъемом мировых цен на базовые металлы, оживлением рынков и снижением затрат для большинства ведущих добывающих компаний».

Аскар Мамин отметил несколько факторов, которые будут влиять на стоимость металлов: «Первое – это спрос со стороны развивающихся стран. Наиболее важным в прогнозировании спроса на минеральные ресурсы представляется оценка будущего спроса со стороны Индии и Китая. На эти две страны к 2030 году придется до более 50% роста спроса на металлы. Еще один фактор – проблемы доступа к источникам ресурсов. Месторождения все чаще оказываются в странах с очень слабым развитием инфраструктуры. Почти 50% новых месторождений меди, например, расположены в нестабильных регионах мира. Третье – влияние экологических факторов. В вододефицитных регионах стоимость некоторых операций по добыче минерального сырья с учетом затрат на воду и утилизацию двуокиси углерода может увеличиться на 16%».

По словам исполнительного директора KAZRC Сауле Уразаевой, международные стандарты отчетности о минеральных ресурсах являются важным инструментом для привлечения инвестиций в ГМК: «В 2014 году, когда мы начали изучать необходимость перехода на международные стандарты отчетности, мы обратили внимание на то, что доля Казахстана в мировых объемах инвестиций составляла только 1%. При этом доля тех стран, которые внедрили международные стандарты отчетности, составляла почти 65%».

«Таким образом, можно понять, что переход на международные стандарты позволит Казахстану повысить свою инвестиционную привлекательность. И фактически решение о внедрении стандартов в стране принято в 2015 году. Стоит отметить, что в мире стандарты начали внедрять уже в 1994 году. Важным сегодня является понимание того, что международные стандарты во всех странах, принявших эти самые стандарты, применяют одни и те же формы и шаблоны», – рассказала Сауле Уразаева.

Председатель совета директоров ТОО Kazzinc Holdings Никола Попович отметил, что в Казахстане наблюдается существенное техническое отставание от мировых лидеров.

«Наша компания занимается автоматизацией процессов уже на протяжении 20 лет. Сейчас приоритетная задача компании – развитие поколения менеджеров, которые будут обладать цифровой грамотностью при достаточной продвинутости в своем понимании технологического процесса, чтобы они могли выполнять роль диспетчеров цифровых потоков информации. Они будут ключевым звеном, которое поможет нам выделить важную технологическую и экономическую информацию из множества данных и зависимостей, определить, на чем мы должны фокусировать свое внимание».

«На текущий момент на производствах компании практически не осталось неавтоматизированных процессов. Компания использует и наработки Индустрии 4.0: автоматизированные датчики, системы учетов и безопасности на производстве. Как испытавшая на себя плюсы и вызовы промышленной революции и диджитализации, компания ставит для себя новые цели», – заявил Никола Попович.

Генеральный директор «АрселорМиттал Темиртау» Парамжит Калон заявил, что снижение стоимости металлов в 2015 году обусловлено тем, что основной импортер в лице Китая сам начал экспорт данной продукции.

«Наличие избыточных мощностей по производству стали привело к усилению конкуренции со стороны импортеров. В 2015 году показатели рыночной капитализации компаний из традиционных горнодобывающих стран снизились на 45%», — отметил он.

«Замедление темпов роста китайской экономики привело к снижению внутреннего спроса на сталелитейную продукцию. Китайские сталелитейные предприятия существенно увеличили ее экспорт. В 2015 году объем экспорта стали из КНР вырос на 19,9% и достиг 112,42 млн тонн. Только в сентябре 2015 года Китай экспортировал 11,25 млн тонн. Это стало реальным вызовом для мировой черной металлургии», – добавил спикер.

По словам председателя Правления ТОО KAZ MineralsManagement Эльдара Мамедова, в 2016 году увеличение спроса на медь повысило цену на данный металл: «При этом стоимость была достаточной высокой из-за перебоев поставок в 2017 году. Однако это не было столь ощутимым, так как снизился спрос на медь со стороны Китая».

Участникам конгресса особенно запомнился исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, предложивший снизить налоговую нагрузку на предприятия ГМК за счет внедрения налога для самозанятых.

«Финансовая нагрузка на предприятия ГМК в эти годы была чрезмерно велика. По нашим подсчетам, эта нагрузка достигала 64%, потому что мы несем и социальную ответственность в регионах, и по заключению меморандумов, и многое другое. Мы хотим сказать, что в обществе очень много самозанятых людей, которые вообще не платят, не отчисляют никаких налогов в бюджет. По некоторым оценкам, до трех миллионов самозанятых в Казахстане. Мы считаем, что в тот момент, когда обсуждается новый Налоговый кодекс, надо все-таки быть справедливыми и сказать, что для повышения престижа, значимости нашего сектора, чтобы сюда пришла молодежь, нужно создать материальные стимулы. Для этого нужно снизить нагрузку в ГМК. Однозначно нужно, чтобы самозанятые что-то платили, хотя бы какой-то взнос один раз в год», – заявил Николай Радостовец.

По словам Аскара Мамина, горно-металлургическая отрасль остается одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся секторов промышленности Казахстана. В структуре промпроизводства страны ГМК составляет 18%, а по общему объему добычи твердых полезных ископаемых Казахстан занимает 13-е место в мире среди 70 горнодобывающих стран. В отрасли задействованы как крупные горнодобывающие корпорации, так и многочисленные предприятия малого и среднего бизнеса, задачей которых является освоение новых экспортных рынков с целью дальнейшего развития национального горно-металлургического комплекса Казахстана.

Читайте также