Кодекс о недрах должен осадить спекулянтов, преследующих задачи быстрой наживы за счет перепродажи прав недропользования, считает представитель общественного совета при министерстве по инвестициям и развитию Толеу Шенгельбаев. Законопроект прошел горнила общественных слушаний в Астане и Алматы и будет адаптировать высказанные на них замечания. Важным для ГМК остается вопрос сроков перехода на новые стандарты геологической отчетности и землепользования.
В законопроекте Кодекса о недрах и недропользовании, который предполагается обсудить в парламенте осенью, должны учитываться нормы ограничений хищнических интересов спекулянтов в горно-металлургической отрасли, считает председатель комиссии по геологии и недропользованию общественного совета министерства по инвестициям и развитию (МИР) Толеу Шенгельбаев.
«В 2007 году президент ввел мораторий на получение прав недропользования в твердых полезных ископаемых. Благодаря этому удалось сдуть растущий пузырь в сфере недропользования, ведь порой заявленные цены на участки, где даже утвержденных запасов не было, доходили до нескольких десятков миллионов долларов. На этом пытались заработать спекулянты и различные геологические туристы, которые сидели на неразрабатываемых месторождениях. Мы все понимаем – где есть коммерция, там всегда будет место спекуляциям, но должны быть какие-то механизмы и рычаги, сдерживающие данный фактор в регулируемых и разумных пределах. В проекте Кодекса один из таких рычагов – прогрессивные арендные платежи, то есть в определенный момент тебе уже не выгодно будет «сидеть» на этом участке. Мне кажется, нужны еще дополнительные защитные механизмы, но при этом нельзя перекрывать канал для юниорских компаний, так как между «можно», «надо» и «нельзя» необходимо найти некий баланс», – сказал он в комментарии корреспонденту «Къ».
Предоставление прав недропользования по упрощенке может привести к спекуляциям, если они не будут достаточным образом регулироваться, считает общественник, возглавляющий отдел недропользования корпорации «Казахмыс».
«Если в Кодексе не будет достаточно регулирования получения прогнозных или известных запасами полезных ископаемых, то спекулятивное поведение некоторых участников рынка может нарасти. В итоге серьезным игрокам с производственными интересами придется тратить больше, чтобы получить доступ к содержательным месторождениям. Это сделает их продукцию дороже и снизит конкурентоспособность, ведь они должны будут перекупать у спекулянтов права недропользования по завышенной цене. В то время как перспективные проекты могли бы стать будущей заменой градообразующим», – прогнозирует специалист.
Поэтому, считает горняк, необходимо создать инструменты для снижения спекулятивных рисков в горно-металлургической сфере. Одним из таких средств может стать установление квалификационных требований для предоставления доступа к недрам, в которых будет учитываться опыт работы предприятия и наличие у него перерабатывающих мощностей, предлагает он.
Вместе с тем в отрасли сталкиваются не только с геологическими спекулянтами, но и с земельными. Зачастую при разработке рудных тел у горнодобывающих предприятий возникают коллизии с арендаторами земельных участков, затрагиваемых добычей внизу. В предложениях выкупа хозяева земель запрашивают порой раздутый выкуп, однако предприятия рассчитывают на более экономически справедливые механизмы разрешении споров, где земля бы изымалась под нужды государства и передавалась недропользователю. На данный момент известно, что по проекту Кодекса в крайних случаях права недропользования будут уходить под землю участков, где будет производится разработка полезных ископаемых на глубине. В австралийском опыте, на который ссылаются разработчики законодательного документа, обычно используется судебный механизм решения разрешения споров в случае, если стороны не достигают соглашения по цене земли.
Безвременная кончина ГКЗ
Важным моментом регулирования нового Кодекса может стать переход с системы отчетности государственной комиссии по запасам (ГКЗ) на международный шаблон CRIRSCO. В рамках старой системы намертво фиксируются кондиции, запасы и в случаях отклонения от проекта добычи назначаются штрафы. Изменения требуют переутверждения у государства, длящееся месяцами, в то время как цены на металлы постоянно колеблются.
«ГКЗ было создано в 1927 году для установления постоянных кондиций на минеральное сырье, необходимых для подсчета запасов. В контексте общего комплекса промышленных мер СССР, во многом заточенных на обороноспособность, комиссия решала задачи рационального использования недр. Но в мире все ориентированы на экономическую эффективность, на решения влияют инвесторы и цены на металлы, цепочка затрат. Многие опасаются хищнической добычи с акцентом на отработку богатой руды и утери бедной, но за годы независимости такие факты не были выявлены. Даже в советское время при проектировании придерживались принципа быстрой окупаемости проекта. К примеру, в 1985 году в СССР был составлен ТЭО отработки Актогайского месторождения и предполагалось отрабатывать сначала центральную, наиболее богатую часть месторождения», – рассказывает эксперт.
Сейчас в законопроект закладывается переходный срок в пять лет после его вступления в силу. Однако в уже работающих компаниях не уверены, что должны устанавливаться какие-либо временные рамки или движущие факторы, которые бы подтолкнули бы горнодобывающий сектор к быстрому транзиту на глобальные стандарты подсчета запасов.
«С предстоящей ликвидацией института государственной комиссии по запасам полезных ископаемых переход на стандарты CRIRSCO должен осуществляться из принципа добровольности, по необходимости, без установления временных или иных рамок», – считает Шенгельбаев.
По данным веб-сайта www.agmpportal.kz, для перехода от ГКЗ к CRIRSCO будет разработана специальная дорожная карта с участием представителей отрасли к июлю этого года. «В дорожной карте будет прописана вся структура перехода: начиная с того, какие организации будут в нем участвовать, как будет проводиться экспертиза, составляться баланс, утверждаться запасы, проводиться аудит и до того, как ассоциация KAZRC будет интегрироваться с международными организациями», – указывается на интернет-ресурсе ассоциации горно-металлургических и горнодобывающих предприятий (АГМП). В Ассоциации считают, что для перехода необходим пятилетний период и существует проблема подготовки компетентных лиц. Представитель Европейского банка реконструкции и развития Ерлан Рамазанов в электронном ответе на запрос корреспондента «Къ» сообщил, что международный банк оказывает техническое содействие правительству Казахстана в разработке плана по реализации международных стандартов отчетности по запасам и резервам.
Кодекс в недрах общества
Чтобы Кодекс о недрах вызревал не только в стенах профильного министерства и под влиянием крупных добывающих корпораций, общественный совет при МИР организовал серию слушаний в Алматы и Астане для выявления реакции общественности на проект законодательного документа. По словам Шенгельбаева, обсуждением Кодекса живо интересовались в основном те, кто занимается недропользованием, а также ученые и поставщики товаров и услуг в этой сфере. Всего в слушаниях приняли участие более 800 человек, а профильное министерство организовало их максимально прозрачно и учло все предложения и замечания участников, так как критика или недовольство участников по отдельным вопросам высказывалась на основе конкретных примеров, считает горняк.
«Мы сгруппировали проблемы и выяснилось, что 18% из них касается ограничения добычи лицензией, 16% затронули тему рационального и комплексного использования недр, 15% замечаний были посвящены регулированию использования техногенно-минеральных образований и общераспространенных полезных ископаемых, 12% вопросов волновали участников по теме инноваций и местному содержанию, 10% затрагивали дискуссию по переходу на международные стандарты публичной отчетности запасов. Наконец, 9% мнений прозвучали на слушаниях по оформлению земель и налогообложению, а оставшиеся 13% были вопросами по подземным водам и экологическому регулированию», – проанализировал Шенгельбаев.
Карты для будущих стволов
Между тем, в ожидании Кодекса в комитете геологии существенно улучшили интерфейс интерактивной карты геологической изученности Казахстана. Сейчас там можно получить за секунды информацию о занятости территории, ее правообладателях и их корпоративные данные, а также краткую справку о геологическом отчете площади, правда пока в урезанном виде, так как очевидно идет генерирование содержания, рассказал глава общественного совета МИР.
«Сейчас можно получить информацию, на запрос которой уходили месяцы. Конечно, хочется еще большего наполнения отчетов от свежих к старым, ведь новые отчеты в основном составлены с учетом исторических данных. Стоит при принятии отчета от недропользователей запрашивать графическую часть, если она имеется в электронном варианте, не только в формате Excel, но и по возможности в 3D модели. Главное сейчас – не сбавлять обороты в этом, чтобы к вступлению Кодекса в силу карта полноценно заработала», – считает Шенгельбаев.