Том Круз открыл «Темную вселенную»

Опубликовано
Именитый сценарист и продюсер Алекс Куртцман, за плечами которого такие проекты как «Легенда Зорро», «Миссия невыполнима-3», «Трансформеры» и «Звездный путь», решил вновь примерить режиссерское кресло: вышедшая на экраны «Мумия» стала вторым фильмом, снятым им в качестве режиссера

Именитый сценарист и продюсер Алекс Куртцман, за плечами которого такие проекты как «Легенда Зорро», «Миссия невыполнима-3», «Трансформеры» и «Звездный путь», решил вновь примерить режиссерское кресло: вышедшая на экраны «Мумия» стала вторым фильмом, снятым им в качестве режиссера. И первым фильмом в «Темной вселенной» Universal.

Бравый разведчик Ник Мортон (Том Круз) со своим коллегой Крисом Вейлом (Джейк Джонсон), исполняя военный долг в Ираке, между делом разыскивают плохо лежащие древности. Дабы пристроить их в хорошие руки, разумеется (не оставлять же террористам-исламистам, которые все равно ничего в произведениях древнего искусства не понимают). Так в загребущих лапках Ника оказывается карта, указывающая на странное древнее захоронение, которое сводит Ника с археологом Джен Хасли (Аннабель Уоллис) и британским (а каким же еще?!) тайным сообществом, возглавляемым доктором Джекилом (Рассел Кроу). И у всех здесь свои интересы: сугубо материальный — у Ника, искренне научный — у Джен и возвышенный мироспасательский — у Джекила.

Вот только никто из них не учитывает, что у обитательницы захоронения — древней египетской принцессы Аманет (София Бутелла) — тоже есть свои интересы, а также планы на ближайшее будущее. Несколько тысячелетий назад единственная и любимая дочь фараона Аманет готовилась принять у папеньки царство (ее с детства воспитывали как воина и правителя), но тут случилась неприятная оказия — одна из наложниц родила фараону сына. Аманет оказалась не у дел, что ей весьма закономерно не понравилось. Времена тогда были жестокие, ученицей принцесса была прилежной — короче говоря, отправив в загробный мир счастливое семейство (собственно, чему учили — то и получили), Аманет заключила договор с богом Сетом. Впрочем, исполнить свою часть до конца не успела — жрецы спохватились, что пора спасать мир и живьем захоронили принцессу в полутора тысячах верст от Египта, в будущей Месопотамии (ныне Ирак). Теперь, раз уж ее заключение подошло к концу, пришло время выполнить обязательства перед Сетом.

Идея с запуском этого проекта (к незабываемой «Мумии» с Брендоном Фрейзером он не имеет совершенно никакого отношения) появилась еще пять лет назад. В сентябре 2012 года режиссером фильма был назначен Лен Уайзман («Крепкий орешек 4.0», «Сонная лощина»), однако он покинул проект еще до начала съемок. Уайзмана сменил Андрес Мускетти, но и он впоследствии ушел из-за творческих разногласий со студией. Стать режиссером фильма предлагали Бальтасару Кормакуру («Эверест», «Пучина»), но он предложение отклонил. Так бесхозный проект попал к начинающему режиссеру Алексу Куртцману, который на тот момент уже подписал контракт в качестве сценариста. И тот сделал из него приключенческий блокбастер с элементами ужасов (ага, все по шаблону: противно верещащие монстры, неожиданные бу-эффекты и т. п.), в меру мрачный местами и с обязательными перерывами на юмор (иногда черный), за который отвечают персонажи Тома Круза и Джейка Джонсона (из него получился просто невероятный зомби-призрак, к слову).

По большому счету «Мумия» Алекса Куртцмана напомнила почти одноименный фильм Рассела Малкэя 1998 года «Мумия: Принц Египта». Не скажу, что сюжет скопирован «один в один», однако что-то общее между ними несомненно прослеживается: тоже проклятая гробница, похороненный заживо и обиженный на весь мир обитатель саркофага (у Малкэя — принц Талас), стремящийся воплотить своего избранника (избранницу в случае с фильмом Малкэя), по пути для восстановления выпивающий живых через поцелуй… А так же действие, происходящее в старой доброй Англии. Да и заканчивается все похоже…

Но, в отличие от «Принца» Малкэя, «Мумия» Куртцмана более эклектична. Каким-то невероятным образом создатели картины смешали крестоносцев, готические фантазии шотландца Роберта Льюиса Стивенсона, исламских террористов, древнюю мифологию, охраняющие мир тайные сообщества… Временами казалось, что вот сейчас из-за поворота должен показаться профессор Лэнгдон в часах с Мики Маусом (очень уж обстановка была располагающая).

Впрочем, это не удивительно: кинокомпания Unversal, которой принадлежат права на Дракулу, Франкенштейна, человека-волка, ту же Мумию и прочих монстров из классического кинематографа 1930-х, по примеру Marvel и Disney решила начать строительство своей «Темной вселенной». Но как-то неуклюже.

«Мумия» напоминает лоскутный коврик, сшитый наспех. И вроде выглядит неплохо (пестренький такой, веселенький), и размер вроде подходящий, но вот цельного узора — как ни присматривайся — нет.

Откровенно говоря, назначение части эпизодов совершенно непонятно: их наличие или отсутствие никоим образом не влияет на сюжетную линию. Разве что, лишняя возможность покрасоваться для Тома Круза. К слову, последний выглядит просто отлично (особенно после того, как запив водку пивом беседует с зомби-напарником в женском туалете). И свой, несомненно, немаленький гонорар отыгрывает на все сто (меня, правда, не покидало ощущение, что Круз до сих пор играет в одной из частей «Миссия невыполнима»). Так что, если все во имя этого, то, как говорят французы, почему бы и нет.

Тот же доктор Джекил (вместе с неразлучным мистером Хайдом) был там, мягко говоря,… лишним. И дело не в игре Рассела Кроу — он как раз был ожидаемо великолепен и харизматичен. Просто не совсем понятно: зачем? Для того, чтобы объяснить мотивы борьбы ученого со вселенским злом? Или есть в этом какой-то сакральный смысл? Пока не понятно. Возможно, что этот факт будет объяснен в сиквеле картины (а, судя по финалу, он прямо-таки напрашивается)…

Надо сказать, будет очень грустно, если в продолжении не появится героиня Софии Бутеллы. Ее Аманет — истинное украшение фильма. Почему герой Тома Круза предпочел ей невзрачную Джен Хасли в исполнении Аннабель Уоллис, многие не поняли…

Впрочем, если не заморачиваться на поиски логики, а просто получать удовольствие от хорошей картинки, ярких спецэффектов, динамичного действа (а оно действительно не стоит на месте) и яркой актерской группы, то фильм отлично справляется со своими функциями развлекательного кино. Шедевра у господина Куртцмана не случилось, зато случился крепкий летний блокбастер, на который, определенно, не жалко потраченного времени (особенно, если смотреть в IMAX). А большего от него, согласитесь, и не требуется.

Читайте также