В сентябре 2014 года совет директоров АО «Самрук-Қазына» одобрил Программу трансформации. Реализация программы идет полным ходом: в трансформацию вовлечено, помимо ФНБ, шесть национальных компаний. Редакция «Къ» обратилась с запросом в Фонд и попыталась выяснить, во сколько обходятся услуги международных консультантов и в общем процесс трансформации.
К сожалению, ответ, подготовленный Департаментом по внешним и внутренним коммуникациям фонда АО «Самрук-Казына», оказался не слишком информативным. Оно и понятно – в подобной громоздкой структуре любая информация, пройдя все инстанции и департаменты, оказывается, грубо говоря, оскопленной. Тем не менее, ответы ФНБ представляют определенный интерес.
– Как изменились расходы Фонда и портфельных компаний в связи с реализацией процесса трансформации? Какие статьи расходов появились в связи с этим? Их размеры в динамике и перспективе?
– Программа трансформации в настоящий момент охватывает более 130 проектов в ключевых сферах деятельности группы компаний Фонда. В каждой портфельной компании утверждена Дорожная карта трансформации с детальным описанием объемов, сроков выполнения работ, ожидаемых выгод.
На начальном этапе предполагаются расходы на создание необходимой инфраструктуры, привлечение компетентных специалистов и внешних консультантов, приобретение программного обеспечения для комплексной автоматизации бизнеса группы компаний Фонда.
Расходы на трансформацию будут снижаться по мере завершения основных этапов проектов. В этой связи, например, уменьшаются расходы на внешний консалтинг.
– Каковы источники финансирования данных расходов?
– В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 Закона РК «О Фонде национального благосостояния» совет директоров АО «Самрук-Қазына» утверждает годовой бюджет, в рамках которого осуществляется финансирование программы трансформации.
– Проводился ли аудит всей группы АО «Самрук-Казына», включая фонд и портфельные компании? Если да, то кем? Сколько средств было израсходовано на аудит всей группы?
— В соответствии с законом об акционерных обществах и другими законодательными актами аудит группы АО «Самрук-Қазына» проводится службами внутреннего аудита, подотчетными Советам директоров, и внешними независимыми аудиторами.
Аудит реализации программы трансформации осуществляют службы внутреннего аудита согласно годовым аудиторским планам, утвержденными Советами директоров Фонда и портфельных компаний.
Аудит консолидированной финансовой отчетности АО «Самрук-Қазына» проводится международным независимым аудитором ТОО «Эрнст энд Янг». Финансовые отчетности портфельных компаний также подтверждаются международными независимыми аудиторскими организациями. Подробная информация опубликована на сайте каждой портфельной компании.
– Какие компании консультировали и консультируют по вопросам программы трансформации всей группы АО «Самрук-Казына», включая фонд и портфельные компании? Каков состав группы консультантов и их гонорары?
– С точки зрения масштабов и содержания работ программа трансформации уникальна для Казахстана.
Пересмотр стратегий развития, дизайн новых операционных моделей и реинжиниринг бизнеса портфельных компаний Фонда были проведены с учетом рекомендаций консалтинговых компаний: EY, Boston Consulting Group, McKinsey & Company, KPMG, PWC, Deloitte, Enzen, ATKearney. Эти международные компании обладают опытом трансформации операционной деятельности крупнейших промышленных компаний в нефтегазовой, железнодорожной, почтовой, энергетической и других отраслях.
Трансформация – всегда длительный и затратный процесс. Привлечение консультантов позволяет минимизировать риски, уменьшить возможность принятия неверных бизнес-решений, применить лучший международный опыт и практики. В результате это обеспечит сокращение сроков реализации программы.
На сегодня завершена стадия проектирования операционной деятельности национальных компаний. На стадии внедрения проектных решений консультанты будут привлекаться точечно, в зависимости от того, где компании недостает экспертизы и компетенций. Например, это могут быть системные интеграторы, которые будут участвовать в комплексной автоматизации бизнеса компании, или специалисты по маркетингу и продажам в тех компаниях, где такая функция отсутствовала. Это повысит эффективность и клиентоориентированность национальных компаний.
– Расходы на внедрение новых информационных технологий в связи с процессом трансформации (если таковое внедрение есть и будет)?
– Внедрение информационных технологий – одно из условий реинжиниринга бизнеса. Новые бизнес-процессы невозможно внедрить без современных информационных технологий.
В Дорожных картах трансформации указаны сроки внедрения ИТ-проектов. При этом важно учитывать, что архитектура ИТ в каждой национальной компании может отличаться: в одних компаниях уровень автоматизации выше, в других – ниже. Поэтому все компании формируют заявки на информационные технологии самостоятельно с учетом целей трансформации и собственных нужд.
– Можно ли рассчитать, каков будет процент расходов на мероприятия по трансформации к предполагаемому финансовому результату от трансформации, приватизации и смежных мероприятий?
– Трансформация предполагает долгосрочный положительный экономический эффект. Как показывает международный опыт, отдача начинается не сразу, но она стабильна и постоянна.
По нашей оценке, расходы на трансформацию составят не более 20% к предполагаемому финансовому результату от ее реализации. Положительный эффект программы по группе компаний Фонда ожидается на уровне более 1 трлн тенге к 2021 году.
Поскольку представители Фонда «Самрук-Казына» отсылают журналистов к своим годовым отчетам, мы выяснили из них следующие данные.
Судя по консолидированной финансовой отчетности за 2016 и 2015 годы, общие и административные расходы увеличились в позапрошлом году: в 2014 году они составили 356,894 млн тенге, в 2015 – 380,578 млн тенге, в 2016 году – 344,701 млн тенге.
Помимо этого существует отдельная финансовая отчетность, где по той же статье расходы указаны в следующих объемах: 27,449 млн тенге, 43,166 млн тенге и 33,37 млн тенге соответственно.
Кроме того, расходы на консультационные услуги составили в 2014 году 20,249 млн тенге, в 2015 году – 26,429 млн тенге, в 2016 году – 29,648 млн тенге. Поскольку увеличились и расходы на заработную плату, здесь, возможно, «сидит» увеличение расходов на консалтеров, которые приняты на работу в фонд.
В 2014 году они составили 146,4 млн тенге, в 2015 году – 152,8 млн тенге, а в 2016 году – 160,2 млн тенге.
Кроме того, в отдельной финотчетности расходы на консультационные услуги в 2014 году составили 3,197 млн тенге, в 2015 году – 4,782 млн тенге, в 2016 – 3,67 млн тенге.
Членам Международного Консультационного совета в 2014 году выплачено 548 млн тенге, в 2015 году – 565 млн тенге, в 2016 – 798 млн тенге. Эти расходы составляют 0,016% от уставного капитала фонда (пять триллионов тенге), что довольно существенно. Также целевые трансферты подведомственным организациям для обеспечения операционной деятельности в 2014 году – 403 млн тенге, в 2015 – 601 млн тенге, в 2016 году – 737 млн тенге. Отметим, что данные расходы производятся из займов правительства Республики Казахстан.
Также для примера приведем размер вознаграждения внешнего аудитора (ТОО «Эрнст энд Янг»). В 2016 году он составил 57,9 млн тенге. В прошлые годы – 38,6 млн тенге. Неаудиторские услуги, оказанные внешним аудитором непосредственно АО «Самрук-Қазына» в 2012 году составили 135,9 млн тенге. Более «свежие» данные недоступны.
Однозначно, трансформация потребовала и расходов по портфельным компаниям, и эти данные требуют отдельного изучения.