«Дюнкерк»: главное — выжить

Опубликовано
Вторая мировая война – кладезь для кинематографа. Даже спустя более чем 70 лет она вдохновляет режиссеров на новые картины. На экраны вышло очередное большое кино, основанное на событиях тех лет, - «Дюнкерк» Кристофера Нолана

Вторая мировая война – кладезь для кинематографа. Даже спустя более чем 70 лет она вдохновляет режиссеров на новые картины. На экраны вышло очередное большое кино, основанное на событиях тех лет, — «Дюнкерк» Кристофера Нолана.

Каждый фильм британца Кристофера Нолана – это событие. Ожидаемое как критиками, так и рядовыми зрителями по всему миру. Предыдущий фильм Нолана, «Интерстеллар», вышедший три года назад, критики сравнивали с «Космической одиссеей» Стенли Кубрика, а зрители признали одной из лучших научно-фантастических драм (к слову, фильм занял 17-ю строчку в рейтинге «250 лучших фильмов», выбранных зрителями на портале «Кинопоиск»).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что вышедший после него «Дюнкерк» задолго до премьеры стал must have для миллионов зрителей по всему миру. И надо сказать, Нолан не разочаровал. Правда, фильм вышел совершенно иным, нежели ожидалось.

Надо сказать, что «Дюнкерк» – это третий фильм Кристофера Нолана, сценарий к которому он написал сам (после картин «Преследование» (1999) и «Начало» (2010)), и первый, основанный на реальных событиях. Режиссер, подобно многим до него, решил обратиться ко Второй мировой войне. Правда, сделал это несколько нетривиально.

Итак, как понятно из названия картины, речь пойдет о спасательной операции, предпринятой британцами в мае 1940 года, когда части британских экспедиционных сил (примерно 400 тыс. человек), а также французские и бельгийские соединения оказались заблокированными гитлеровскими войсками в районе французского города Дюнкерка.

Британское правительство приняло решение эвакуировать свой экспедиционный корпус и обратилось с призывом к владельцам частных рыболовецких кораблей, катеров и яхт (поскольку считалось, что на подобную «мелочовку» немцам просто будет жаль боеприпасов) принять участие в этой операции. За десять дней, с 26 мая по 4 июня 1940 года, пока под непрерывным огнем немецкой артиллерии и бомбежками с воздуха проходила эвакуация, было спасено 338 226 союзных военнослужащих, а эта история вошла в коллективную память британцев как «Чудо при Дюнкерке». Английский историк Д. Дивайн утверждает, что «трудно найти другую операцию, равную ей по масштабам и последствиям».

Так вот, если вы ожидаете традиционную предысторию, которая познакомит с личностями главных героев, расскажет, как они оказались на войне, и покажет трагедию одного человека на фоне трагедии глобальной, то ее не будет. Так же как не будет и великих политиков, и главнокомандующих того времени. Вместо этого Нолан с первых же минут бросает зрителя в компании безымянных (за некоторыми исключениями) героев в хаос отступления под обстрелом гитлеровской авиации. По сути, вам предстоит 106 минут кульминационного сражения. Без долгих разговоров и рефлексии.

Поэтому очень сложно описать сюжет фильма. Скажу только, что повествование объединяет три локации (земля, вода, небо) и ведется в разных временных промежутках. К точке встречи британский солдат Томми будет двигаться неделю. Для пожилого британского капитана (Марк Райлэнс), который вместе с сыном плывет на их личном суденышке для участия в спасательной операции, этот путь будет длиной в день. А для британского военного пилота (Том Харди), который отстреливает бомбящие Дюнкерк немецкие самолеты, — час.

И если Томми поначалу кажется центральным персонажем (хотя бы потому, что мы знаем его имя), то когда на побережье он сливается с тысячами таких же «томми», становится понятно, что на первом плане у Нолана не герои, а стремление человека выжить. Любой ценой. Что они и делают, просачиваясь без очереди на корабли, хитря и обманывая.

Да, героев среди солдат нет. Впрочем, можно ли обвинять в трусости (или желании выжить?) вчерашних школьников? Которые просто не хотят умирать на чужой земле, защищая чужие дома…

Помимо сюжета от фильмов Нолана ожидают еще и великолепной картинки. «Дюнкерк», снятый оператором Хойте Ван Хойтема (отвечал за картинку «Интерстеллара»), в этом плане не исключение. Визуальный рад безупречен. Особенно, если учесть, что при съемках фильма режиссер старался по минимуму использовать компьютерную графику. К слову, после драмы Пола Томаса Андерсона «Мастер» (2012) и вестерна Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» (2015) «Дюнкерк» — третий крупный кинематографический проект десятилетия, снятый в основном на 70-миллиметровую пленку.

А имя композитора Ханса Циммера в титрах позволяет сразу понять, что и музыка будет безупречной.

В общем, первый для Кристофера Нолана опыт «серьезного» кино можно смело считать удачным. Несмотря на то, что кинополотно получилось странным и неоднозначным, посмотреть фильм определенно стоит.

Читайте также