Новости

Великобритания упрощает визовые процедуры для бизнеса

Министр торговли и инвестиций, член Парламента Великобритании Грег Хэндс рассказал «Къ» о своем первом визите в Казахстан и перспективах сотрудничества

Министр торговли и инвестиций, член Парламента Великобритании Грег Хэндс в ходе своего первого визита в Казахстан встретился с министром инвестиций и развития Женисом Касымбеком, министром энергетики Канатом Бозумбаевым, а также открыл выставку технологий компании Shell и конференцию по рынкам капитала, организованную London Stock Exchange Group и Национальным фондом «Самрук-Казына». Об итогах переговоров и о перспективах сотрудничества он рассказал «Къ».

– Сегодня Англия входит в пятерку самых крупных стран-инвесторов в казахстанскую экономику. Какие проекты в этом направлении планируется реализовать и в какие сроки?

– Самым крупным среди всех инвесторов из европейских стран в Казахстане является компания Shell. Но свой вклад в развитие экономики вашей страны вносят и мелкие компании. Например, на прошлой неделе в Атырау был открыт завод по выпуску трубопроводной арматуры. Это предприятие было создано в рамках нашего двустороннего торгового соглашения. В качестве инвестора данного проекта выступает компания IPSS, один из мировых лидеров в нефтесервисном секторе. Стартовые инвестиции, которые пойдут на первую стадию производства, составили 300 тысяч фунтов стерлингов. Всего пять стадий развития, они рассчитаны на пять лет, и предполагают выпуск на пике полного комплекта трубопроводной арматуры. Что касается инвестиций, то через пять лет их объем превысит 6 миллионов фунтов стерлингов.

– Продукция данного завода рассчитана на удовлетворение только внутреннего рынка Казахстана? Или все же планируется ее экспорт в другие страны?

– Да, планы на экспорт есть. И есть потенциал обеспечить продукцией завода весь рынок Центральной Азии.

– Если вернуться к разговору об инвестициях, хотелось бы узнать, каков в целом объем прямых инвестиций. Какие сектора экономики РК интересны британским инвесторам?

– С 1991 года, как РК обрела независимость, мы инвестировали в экономику страны около 20 млрд фунтов стерлингов. При этом сфера наших интересов не ограничивается только нефтегазовым сектором. Перспективным направлением является экспорт технологий из Великобритании в Казахстан. Как вы знаете, Англия занимает второе место после США по разработке инновационных технологий. Поэтому мы хотим работать над проектами по развитию смарт-сити («умных» городов).

Британская компания Gillespies уже сотрудничает с акиматом Астаны по разработке технического задания для генплана Астаны.

Британская PaveGen выиграла конкурс и представила свою продукцию в Зоне лучших энергетических практик на ЭКСПО-2017. Компания готова предложить Казахстану свой опыт в сфере цифровых инноваций, пространственного отображения и устойчивых энергетических систем.

Еще один пример: в ноябре 2016 года Британский Департамент по торговле и инвестициям подписал Меморандум о взаимопонимании с Almaty Tech Garden. Практическим результатом данного меморандума станет открытие лаборатории в Алматы британской компанией Metalysis позже в этом году. Данная компания будет производить металлическую пудру для 3D-принтеров.

Мы также планируем сотрудничество по инфраструктурным проектам. Уже идут обсуждения и переговоры в рамках инициативы «Один пояс, один путь» по созданию коммуникаций, которые соединят Европу и Китай через Казахстан.

Кроме того, Великобритания привержена принципам энергобезопасности и борьбе с изменением климата путем снижения количества выбросов парниковых газов как минимум на 80% – ниже уровня 1990 года – до 2050 года и путем производства 15% энергии из возобновляемых источников – до 2020 года. Но программы по развитию альтернативной энергетики реализуются не только в Англии. Поэтому мы инвестируем в развитие ВИЭ в других странах. Так, в 2015 году казахстанско-британским совместным предприятием, созданным британской компанией United Green и Фондом «Самрук-Казына», была построена солнечная электростанция Бурное в Жамбылской области в южном Казахстане.

Что касается нефтегазовой сферы, то в ноябре 2015 года был подписан Меморандум о взаимопонимании в нефтегазовой сфере между PSA, Ассоциацией Kazenergy и Департаментом по международной торговле. В результате подписания данного Меморандума была создана рабочая группа. Практическим результатом деятельности данной группы явилось открытие нового завода в Атырау, о котором я говорил выше.

– В целом, как Вы оцениваете инвестиционный климат Казахстана?

– Общее впечатление положительное. Я в этой поездке являюсь главой бизнес-делегации. В основном в ней представлены нефтегазовые компании. Их представители сначала посетили Атырау, теперь Астану. Я не вижу, чтобы были какие-то трудности в ведении бизнеса здесь. Всех тут тепло приветствуют, госорганы идут на диалог и посольство Великобритании хорошо сотрудничает с правительством страны и представляет интересы британских компаний. Ведь они создают здесь новые рабочие места и приносят новые технологии, то есть оказывают содействие экономическому развитию Казахстана.

– Наша республика со своей стороны создает все условия для взаимодействия, установив, в том числе, в одностороннем порядке безвизовый режим для граждан Соединенного Королевства. Следует ли ожидать аналогичных шагов со стороны Великобритании?

– Я очень признателен за такой шаг правительству Казахстана – введение безвизового режима. В 2002 году, когда я приезжал сюда, мне нужно было оформлять визу, а сейчас я приехал без визы. Очень удобно!

Со своей стороны мы намного упростили процедуру получения визы для Казахстана. В 2016 году мы ввели дополнительную услугу Super Priority Visa – оформление визы в течение одного рабочего дня. То есть за 24 часа вы можете подать заявку на получение визы в Великобританию, и большинство заявок удовлетворяются за это время.

Великобритания имеет три визовых центра в Казахстане – в Алматы, Астане и Атырау, где предлагается три типа услуг – стандартная опция (15 рабочих дней), Priority Visa (5 рабочих дней, дополнительная плата за ускорение), Super Priority Visa (1 рабочий день, дополнительная плата за ускорение). Заявитель может свободно выбирать любую услугу.

Помимо этого в Великобритании низкие налоговые ставки. Консервативная партия хочет сохранить эти налоги. Если говорить о большой 20-ке, то в Великобритании самый низкий корпоративный налог (Это налог на сотрудничество с иностранными компаниями. Аналог КПН в РК – «Къ»). Он был снижен с 27% до 17%.

В посольстве Великобритании в РК действует Программа UK Business Bridge. В нее входят крупные казахстанские компании, для которых предусмотрена упрощенная подача документов на британскую визу. Требуется только официальное письмо от организации, визовое заявление и паспорт. Программа открыта для сотрудников, зарегистрированных в программе компаний, летающих в деловые поездки в Великобританию, то есть программа действует только на рабочие поездки. Это также относится к преференциям казахстанскому бизнесу, работающему с Великобританией.

Насколько эти и другие меры отражаются на взаимном товарообороте. Каков сейчас товарооборот с Казахстаном? Насколько в целом за последние годы изменилась структура казахстанско-британского торгово-экономического сотрудничества?

– Объем взаимной торговли составил около 1 млрд фунтов стерлингов. При этом Британия экспортирует в Казахстан товаров на 411 млн фунтов стерлингов, и 94 млн фунтов стерлингов – это импорт из Казахстана в Великобританию. И так как экономику Великобритании на 80% составляет сфера услуг, то в рамках сотрудничества с Казахстаном наблюдается дефицит по товарообороту и избыток по услугам. И в этом плане мы хотели бы, конечно, увеличить общий объем торговли с Казахстаном. Мы также хотели бы развить наше сотрудничество в сфере технологий, в рамках реализации проектов «смарт-сити» РК, а также по инфраструктурным проектам.

– Спасибо за беседу!