Рахим Ошакбаев: ОСМС не является реформой, которая приведет к положительным результатам

Опубликовано (обновлено )
Эксперт считает, что что экономическая модель ОСМС не является классической актуарной моделью, принятой в страховании

Система обязательного социального медицинского страхования не является той реформой, которая принесет ощутимое улучшение в сфере здравоохранения, а, напротив, усилит коррупционные риски, — сказал Рахим Ошакбаев, директор ОФ «Центр прикладных исследований «Талап».

«Мы видим, что идет концентрация на собираемости доходов: какая ставка должна быть, какой процент собираемости. Вчерашнее заседание правительства еще раз показало, что акцент сделан на том, что акиматы срывают плановые сроки сбора платежей в фонд. Мне кажется, что фокус общественного внимания находится не на совсем релевантных вещах.

Мой личный вывод, на гране эпатажа – за ОСМС, самой реформы здравоохранения нет. И, к сожалению, возможно мы не получим тех позитивных аспектов, которые вроде как создают определенный экскьюз для повышения налоговой нагрузки на самозанятых и на бизнес. Увеличение охвата, доступности и улучшение качества здравоохранения – ни одного из трех аспектов мы не увидели, а, наоборот, по степени охвата, качеству, по степени проявления коррупционных рисков, наоборот, ситуация ухудшается», — сказал Рахим Ошакбаев во время круглого стола на тему: «Что не так с экономической моделью ОСМС?», прошедшего в Центр прикладных исследований «Талап» в Алматы.

Кроме того, он отметил, что экономическая модель ОСМС не является классической актуарной моделью, принятой в страховании.

«Актуарные расчеты применяются в реальном страховании и учитывают вероятности наступления страхового случая при расчете тарифных ставок страхования. Финансовая же модель ФСМС — это достаточно несложная модель, представляющая собой обычный прогноз доходов и расходов по аналогии с бюджетным прогнозированием и планированием», — отмечает он.

Ошакбаев считает, что расходы населения на здравоохранение при введении ОСМС не снизятся, а напротив, вырастут.

«Сейчас 35% расходов на здравоохранение лежит на плечах населения. Предлагаемые пакеты не будут окупать такие услуги, как стоматология и покупка лекарств. Расходы самозанятых сельчан на услуги здравоохранения вырастут в 2,5 раза. К 9,7 тысячам тенге за медпрепараты и стоматологические услуги к ним теперь прибавится 17 тыс. тенге в год за медицинскую страховку.

Подводя итоги, эксперт заметил, что ему непонятна спешка введения ОСМС при несоблюдении ряда условий, при которых система будет успешной.

«Я за страховую медицину, это классная вещь (…) Но я не удовлетворен существующим качеством медицины и тем, куда мы идем. Нам нужна страховая медицина, нам нужно увеличение вовлечения частного капитала, нам нужно право выбора, нам нужно куда-то идти. Но я что боюсь? Первый ФОМС провалился, теперь второй фонд… Во всяком случае, я не вижу убедительных аргументов и твердо убежден, что она (ОСМС, — прим. автора) провалится. Я не сколько не подвергаю сомнению честность, компетентность министра, госпожи Бахмутовой (Елена Бахмутова, глава Фонд социального медицинского страхования, — прим. автора), но, подождите, 1 трлн тегне под управлением одного фонда в котором по сути два должностных лица, точно «проворуется», к бабке не ходи. Это просто вопрос времени. Плюс к тому никаких качественных изменений в медицине не получится, наоборот, только ухудшится. После того как она (ОСМС, — прим. автора) провалится, что неизбежно на мой взгляд, вопрос страховой медицины будет полностью дискредитирован, третьего раза не будет», — считает Ошакбаев.

Он считает, поскольку успешно прошли телевизионные дебаты с Елжаном Биртановым, министром здравоохранения, для дальнейшей доработки системы и введения действительно качественной страховой медицины необходимо подписание меморандума о сотрудничестве и совместная работа.

«Мы сделали текст, согласовали его со службами министерства здравоохранения и сейчас он находится на столе министра. Соответственно мы ждем. Вчера министр был объективно занят – выступал в правительстве, сегодня мы в Алматы, надеюсь завтра-послезавтра или в течение недели мы его подпишем и сделаем вот такой дисплэймент. То есть, принципиально мы остаемся противниками текущей модели, мы хотим помогать министерству в доработке, а по сути, альтернативной модели этой реформы, мы принципиально отказываемся от любых финансовых отношений с министерством, для того чтобы сохранять независимость, как представители гражданского сектора», — заключил он.

В свою очередь управляющий директор по финансам – член правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Гульнара Алимгазиева сообщила, что за первый месяц в фонд поступило 800 млн тенге, а до конца года планируется аккумулировать порядка 23 млрд тенге.

«По нашим расчетам, предполагается что до конца года в фонд поступит 23 млрд тенге, ежемесячно мы полагаем, что где-то 4,5 млрд тенге будет поступать от работодателей и 100 млн от ИП. На следующий год предполагается, что 651 млрд тенге поступит от государства, это 14 категорий граждан, численность которых составляет 9,9 млн. тенге. Но реальные цифры будут известны в конце декабря, а сумма бюджета будет корректироваться. Наша задача не допустить, когда обязательства превысят активы», — сообщила Алимгазиева.

Фото: Олег Спивак

Читайте также