Новости

Зампред правления СК «Салем», Владимир Ли: «Мы не готовы внедрять онлайн-автострахование»

Зампредседателя правления СК «Салем» Владимир Ли в интервью "Къ" рассказал, как будет работать на практике онлайн-страхование, какие плюсы и минусы существуют для страховщиков и потребителей

Рынок автострахования ждут большие перемены. Уже с 2018 года эта процедура в Казахстане должна перейти на электронный формат. Сейчас в стране разрабатывается проект внедрения новшества. А уже осенью концепция будет внесена на рассмотрение в Мажилис. Как будет работать на практике онлайн-страхование, какие плюсы и минусы существуют для страховщиков и потребителей, рассказывает заместитель председателя правления страховой компании «Салем» Владимир Ли.

— Владимир Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, как будет работать онлайн-автострахование на практике?

— Я не буду раскрывать всю ситуацию в рабочей группе, которая непосредственно работает по разработке данного вопроса в законодательстве и в изменении законодательных норм существующих. Но, скажу честно, что все пока достаточно расплывчато. Потому что здесь есть методологические аспекты, которые на сегодняшний день имеют комбинированные условия. Причем, как со стороны регулятора, так и со стороны информационных технологий, потому что онлайн-страхование — это инновационный продукт. Аналогичная ситуация стоит в вопросе реализации этого всего. Поэтому было принято решение со стороны группы разработчиков: концептуально рассмотреть вопрос по онлайн-страхованию. Выяснить, что он из себя представляет на самом деле. Не хотелось бы повторять ошибок других стран, когда они вводили у себя эту инновацию.

— До 2018-го года осталось пять месяцев. Как Вы считаете, можем ли мы не успеть перейти на онлайн-автострахование?

— Я считаю, что на сегодняшний день у нас только 50% готовности, если брать во внимание уже существующее и действующее в интернете онлайн-страхование. Имеется в виду, то что любая страховая компания, любой субъект финансового рынка имеет свой официальный сайт, с помощью которого любой потребитель услуг может зайти, получить или оформить ту или иную услугу. Здесь единственная услуга — это доставка того или иного документа: страховой полис или договор страхования. Но в любом случае эти документы должны оформляться двумя сторонами. Вот в этом и есть принципиальная загвоздка. А мы никак не можем пробить поправки в наше законодательство. Но без изменения в законодательные нормы мы этот барьер пройти не сможем.

Вторая причина — подготовка самих пользователей. На сегодняшний день специфическими услугами через интернет-ресурсы пользуется не так уж и много потребителей. Конечно, интернет-магазины обуви и одежды — это один момент, а, допустим, приобрести или оформить страховой полис обязательной гражданско-правовой ответственности для вождения автомашины — это совсем другое. Мы же напротив хотим, чтобы это был рынок, чтобы это было массово и пользовалось спросом.

Ну и последнее, это то, что на сегодняшний день нет единого понимания того, как это вообще должно быть. То есть, если мы говорим о том, что онлайн-страхование автомобилей идет через официальные сайты поставщиков финансовых услуг, или через страховые компании? Но тогда, это уже в некоторым смысле есть.

В тоже время, в текущей ситуации уполномоченным органом является Нацбанк РК. А в процессе обсуждения в рамках рабочей группы мы начинаем понимать, что он видит это немного по-своему. И вот это «немного по-своему» не обличено в единый документ. Я думаю, что, когда этот документ будет сформирован, тогда и уже придет и понимание работы по онлайн-страхованию. Мы же не можем слепо взять тот же опыт Южной Кореи, Центрально-Азиатских стран, Европейских стран и просто внедрить. В этом случае мы просто получим больше негатива со стороны потребителя, чем положительного фактора. Надо подготовиться и уже после этого регулятору запускать такие вещи. И рынок, естественно, должен быть трансформироваться под это.

Владимир Ли

— А сами страховые компании готовы перейти на онлай-автострахование?

— Вы знаете, если говорить о страховых организациях, которые предоставляют эти услуги, то можно сказать, что мы, в принципе, готовы. Загвоздка лишь в формализации договорной базы. То есть, вы сами понимаете, когда заявка будет идти в электронном виде, данные будут поставляться в электронном виде, таким образом и сам полис или договор страхования должен придти к нашему поставщику в электронном виде, что и предусматривает онлайн-страхование. Но на сегодняшний день, как бы вы сами прекрасно понимаете, последствия могут быть разные. Риски возникают уже в гражданско-правовых отношениях между компанией и выгодоприобретателем страховых услуг. А вот здесь уже должна вступать в силу наша судебная исполнительская система. Но здесь мы снова возвращаемся к первоначальному вопросу о необходимости внесения изменений в законодательство страны.

— Но какие все же риски могут возникнуть?

— Мошенничество. Вы сами прекрасно понимаете, что клиент может сказать: я зарегистрировался, такая-то компания сказала, что валидация вашего договора не подтверждаемая и так далее. Понятно, что здесь в процессе работы в рабочей группе разработчики пришли к тому, что это не простой вопрос. Страховая компания и клиент — это решение, в целом, на государственном уровне.

Разберем простой опыт, когда заключается договор страхования, нужно понимание того, что есть достоверность принимаемых данных о страхователе, о застрахованном, об объекте страхования и так далее. Все эти вещи на сегодняшний день страховая компания не может проверить, и поэтому доверяет только своему агенту или специалисту, который страхует. Поэтому в при онлайн-автостраховании нет полной уверенности в том, что все документы достоверны или актуальны на момент заключения договора и на момент страхования. Причина в том, что все время что-то меняется. Человек страхует свой дом, а потом оказывается, что дом не его, или, может быть, у него технический паспорт не тот… Но это все аспекты страхования. И здесь в вопросах онлайн- страхования есть тонкие моменты. Поэтому и принятое в итоге решение должно быть комплексным. Это целый комплекс работы, в том числе и изменений в законодательстве.

— А как же на счет проверок полицией? Или этот вопрос тоже подвисает в воздухе?

Так оно и есть. Понятно, что в большинстве своем сегодня самый потребляемый населением страховой продукт — это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортного средства (ОГПО ВТС). Естественно, все данные владельца автотранспорта можно легко и быстро проверить. Это связано больше с единой интеграцией всех данных государственной базы. Если сведения о страховом полисе поступает в единую базу страховых договоров и ЕСБД, а это Государственное кредитное бюро, то полицейский сможет получить эти данные, запросив их только через свои ведомственные каналы. Он не может напрямую запросить у ЕСБД, это не его государственная база данных. Следовательно, он будет запрашивать информацию через портал административной практики в своем ведомстве, а МВД, в свою очередь, у ЕСБД. Это и есть интеграция. Я знаю, что государственные органы идут к этому, но пока не все базы можно интегрировать так просто. К примеру, у МВД есть база розыска. И как вы считаете, кто может получить доступ к этой базе? Простое страховое агентство, естественно, не имеет такого права. Но в то же время, когда вы оформляете страховку автомобиля, вам необходимо сверить его, поскольку оно может быть в угоне. А может его вообще не существует. Вот эти все нюансы и необходимо учитывать в едином комплексном решении.

— Если система онлайн-страхования все-таки будет запущена, что же будет со страховыми агентами?

— Здесь я могу высказать только свое мнение. Мы достаточно активно участвуем в Рабочей группе. Действительно, стоит вопрос в том, что когда-нибудь страховой агент будет выведен из игры. Но сам процесс перехода, трансформации от одной бизнес-модели к другой — это дело не одного дня. Естественно, для того что бы что-то изменить, нужно трансформировать и сами страховые компании. Если нагрузка на интернет-бизнес пять лет назад была от силы 12-15%, то сейчас это больше 58%. Представляете, что это такое? То есть мы все уходим в цифровой мир. Чем мы дальше уходим, тем услуги, которые мы потребляем, все больше должны цифроваться.