Национальный банк РК сообщил об изменениях и новых нормах закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима и действующих информационных инструментов валютного регулирования, поэтому, в целом, его принятие не повлечет отрицательных социально-экономических последствий.
По сути, все концептуальные изменения в новом законе сводятся к пересмотру статуса валютного резидентства для филиалов иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Казахстана. В частности, выступая на пресс-конференции в Алматы, в минувший вторник, 8 августа, директор Департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального Банка РК Айгуль Буранбаева рассказала: «Целями разработки законопроекта являются совершенствование регулирования правоотношений, возникающих в сфере валютного регулирования и валютного контроля в условиях динамично развивающихся рынков. Принятие законопроекта позволит улучшить статистический мониторинг трансграничного движения капитала, оптимизировать основные процедуры режимов валютного регулирования, минимизировать риски безналичных и наличных конверсионных операций, реализующихся как в предпринимательской деятельности и операциях населения, так и на макроэкономическом уровне».
Дорога для валютных резидентов
По словам спикера, разработка нового документа связана с необходимостью адаптации того экономического развития, через которое проходит Казахстан. Действующий до сих пор закон был принят еще в июне 2005 года, а с учетом новых реалий, многие его нормы банально устарели. Между тем, в ноябре 2015 года наша страна стала полноправным участником ВТО, в связи с чем сегодня НБ РК пересматривает статус валютного резидентства для филиалов иностранных банков (ФИБ) и иных финансовых организаций. По действующему законодательству деятельность ФИБ в Казахстане запрещена. Но в рамках ВТО Казахстаном были приняты специфические обязательства по допуску на рынок с 2020 года иностранных банков через учреждение филиалов. ФИБ будут признаны резидентами и уполномоченными банками. Соответственно с 20 декабря 2020 года филиалы иностранных банков смогут зайти на территорию РК и выполнять функции агентов валютного регулирования. Любопытно и то, что казахстанский валютный рынок открывается не только для филиалов иностранных банков и иных финансовых организаций. Статус валютного резидентства получают и филиалы иностранных нефинансовых компаний (ФИНО). Причем, свою деятельность иностранный бизнес может вести в любой валюте только со своими головными компаниями и с филиалами других иностранных организаций. А с казахстанскими юридическими и физическими лицами все операции должны будут проводится только в тенге.
По мнению Айгуль Буранбаевой, такой подход позволит увеличить количество игроков на валютном рынке Казахстана. «Если раньше участники валютных операций в основном были сосредоточены в нефтегазовом секторе, то теперь филиалы иностранных организаций, как полноправные предприниматели, будут работать у нас на рынке в более широком спектре. Соответственно это требует изменения подходов к регулированию. Мы должны точно так же, как с отечественного бизнеса, собирать от них информацию об их операциях. Это то, что нужно для формирования таких важных статистических отчетов, как платежный баланс, внешний долг и вообще – для понимания ситуации с трансграничными притоками капитала в РК», – пояснила спикер.
Что же еще?
Ранее представители НБ РК поясняли, что во избежание сделок, которые потенциально могут использоваться для целей вывода капитала из страны, в законопроекте предусмотрено, что резидент должен изначально предоставлять обслуживающему банку разрешение на передачу сведений по ним органам валютного контроля и правоохранительным органам, а также обязательства по регулярному информированию об исполнении обязательств по таким договорам. Надо полагать, что внедряемые процедуры раскрытия информации позволят-таки избежать возможности использования игроками рынка так называемых «серых схем» вывода капитала из страны.
В этой связи законопроект предусматривает усиление мониторинга в отношении внешнеторговых договоров и договоров финансового займа, заключенных с нерезидентами. Последние могут осуществлять валютные операции со своими филиалами и представительствами без каких-либо ограничений. Что касается валютных операций между резидентами, то расчеты в валюте разрешены лишь по договорам, связанным с исполнением внешнеторговых операций.
Довольно интересна ситуация с валютными операциями между резидентами на МФЦА «Хоргос», на территории которого физические лица могут в любой валюте рассчитываться за товары и услуги. Исключением является лишь вывоз товаров с территории МЦПС для дальнейшей реализации.
Изменения коснулись и в части определений деятельности участников внутреннего валютного рынка. К примеру, с вступлением в силу нового закона, уполномоченные организации смогут покупать наличную иностранную валюту у банков на основании заключенных договоров (без транзакций по счету). Для учредителей организаций введено требование по раскрытию источников происхождения их вкладов в уставной капитал. Также сокращается срок выдачи лицензий – с 30 рабочих дней до 20 рабочих дней, срок выдачи уведомлений обменному пункту уполномоченного банка – с 10 рабочих дней до 3 рабочих дней. В целом регулятор оставляет за собой право устанавливать требования к юридическим лицам-резидентам по покупке иностранной валюты за тенге на цели исполнения обязательств в иностранной валюте.
KASE не упустит возможность
Новые поправки коснулись и работы брокеров (дилеров), которые с принятием закона будут вправе проводить безналичные конверсионные операции для осуществления операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами в иностранной валюте в рамках договоров об оказании брокерских услуг. Стоит отметить, что здесь свой интерес имеет Казахстанская фондовая биржа. В комментариях «Къ» заместитель председателя правления KASE Андрей Цалюк рассказал: «Мы хотим, чтобы на рынке иностранных валют KASE работали не только банки. Сейчас НБ РК разрабатываются планы допуска на биржу иностранных брокерских компаний и клиентов брокерских компаний. По нашему глубокому убеждению, чем больше будет участников на организованном рынке иностранных валют, тем будет меньше валютных рисков, потому что повышение ликвидности и снижение спредов всегда ведет к тому, что волатильность инструмента снижается».
Так что интерес у KASE к новому закону точно обоснован. Другое дело, что новые поправки, разумеется, необходимы не для каких-то валютных спекуляций, которые в принципе могут возникнуть со стороны физлиц, но прежде всего для работы с ценными бумагами, когда клиенты брокеров и сами брокеры смогут напрямую выходить на рынок иностранных валют и проводить сделки в рамках установленного финрегулятором лимита по ценным бумагам. «Прежде всего мы это делаем для того, чтобы участники имели возможность отконвертировать валюту для работы на рынке ценных бумаг. Допуск брокеров является частью нашей стратегии», – отметил г-н Цалюк.
Особенности специального валютного режима
В целом в Казахстане действует довольно либеральный валютный режим. Однако в новом законопроекте отдельной главой выделена статья о так называемом специальном валютном режиме. В частности, в ней дополнены основания для введения специального валютного режима, касающиеся наличия серьезных угроз для устойчивости платежного баланса и дестабилизации внутреннего валютного рынка. Также дополнены статьи по требованиям специального валютного режима, которые не могут ограничивать исполнение резидентами обязательств перед нерезидентами, возникших в результате неисполнения нерезидентами обязательств по договорам с резидентами до введения специального валютного режима, а также осуществление нерезидентами переводов дивидендов, вознаграждения и иных доходов, полученных по вкладам (депозитам) и ценным бумагам.
Очевидно, что у каждой страны есть обстоятельства, когда действительно возникает какая-то критическая ситуация, и необходимо принимать какой-то комплекс мер. Подписав соглашение МФВ, Казахстан принял на себя обязательства не ограничивать валютные операции, а если ограничения вводятся, то лишь при наличии серьезных угроз для платежного баланса. «Для любой национальной экономики это может быть ситуация, когда в силу каких-то причин в стране отсутствует приток иностранной валюты. Например, есть страны, где экспорт ориентирован на поставку одного вида продукции, и в силу форс-мажорных обстоятельств возникли проблемы, в результате чего прекратились поступления экспортной валютной выручки и возник дефицит иностранной валюты в стране. Для корректировки ситуации страна может предпринять какие-то меры, которые будут защищать ее валютный рынок. Но абсолютно все страны МВФ не могут ввести валютные ограничения просто тогда, когда им хочется», – пояснила Айгуль Буранбаева.
В заключение отметим, что согласно планам разработчиков, законопроект должен быть представлен на рассмотрение в правительство РК уже в октябре текущего года, и декабре – в парламент РК.