Вот уже на протяжении трех лет в Казахстане активно обсуждается вопрос введения страховой медицины. Когда 1 июля система была запущена, и в Фонд социального медицинского страхования начали поступать первые отчисления и взносы работодателей и индивидуальных предпринимателей, объем которых на 7 сентября 2017 года составил около 7,2 млрд тенге, уже казалось, что вопрос решен. Но после выступления главы государства на открытии сессии парламента, когда он призвал не торопиться с внедрением обязательного медицинского страхования, в обществе вновь заговорили о целесообразности введения ОСМС.
Главными оппонентами в этом вопросе выступают НПП «Атамекен» и министерство здравоохранения.
Первые предлагают отложить введение обязательного медицинского страхования до 2020 год, мотивируя неготовностью системы здравоохранения в целом и медицинской электронной платформы в частности.
«Система должна нести в себе серьёзные элементы качества, прежде всего для населения и для работодателей, для тех, кто будет за неё дополнительно платить. Сегодня государство уже платит за нас за всех, и не все используют эти возможности из-за низкого качества, которое предоставляют государственные поликлиники и больницы. Многие выбирают частников. Это накладывает серьёзный груз на карманы наших граждан», – пояснила позицию палаты предпринимателей заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева, выступая на «круглом» столе по вопросам внедрения обязательного социального медицинского страхования в Центре материнства и детства в Астане.
Между тем, по ее словам, охват медицинскими системами составляет всего лишь 54%, охват медицинской техникой в регионах на уровне 45-70%.
«О каком сейчас переходе на такое электронное здравоохранение повсеместное, и о каком контроле качества услуг со стороны Фонда и прозрачности всех платежей мы будем говорить? То есть пока мы, к сожалению, не готовы», — добавила она.
Эксперт считает, что за эти два года нужно провести проверку эффективности затрат на здравоохранение, которое сегодня идет, определить сколько средств идет на лекарства, технику. С тем, чтобы все эти пакеты были максимально прозрачными, чтобы видно было, что деньги, действительно, следуют за пациентом, чтобы максимально был введен принцип электронного здравоохранения и электронный паспорт здоровья пациента.
Параллельно нужно повысить качество медицинских услуг, оказываемых в госполиклиниках и больницах.
Еще один аргумент «за» перенос сроков введения ОСМС, заключается в том, что для решения вопросов обеспечения медуслугами самозанятого населения, численность которых на сегодня составляет более 2,7 млн. человек, как собственно и поручил президент Казахстана на совместном заседании палат парламента, потребуется несколько лет.
Однако министерство здравоохранения не совсем согласно с позицией Палаты предпринимателей.
Министр здравоохранения Елжан Биртанов считает, что с точки зрения медицинских услуг, система ОСМС находится в высокой степени готовности, и «с ней можно заходить».
«Мы инициировали эту реформу, она уже началась, и мы за то, чтобы ее не откладывать. Но с учетом поручений Президента нам надо еще раз изучить все проблемные вопросы, общественное мнение, международный опыт. Но вопрос в том, что если каждый пятый гражданин не будет ею пользоваться (речь идет о более 2,7 млн. самозанятых – «Къ»), — это неправильно. Лучше взять паузу, но быть уверенными, что все меры по вовлечению самозанятых приняты. Период, который предложила НПП «Атамекен», достаточно разумный. Но при этом мы предлагаем не откладывать взносы, чтобы фонд продолжал работать и начал предоставлять услуги гарантированного объема бесплатной медицинской помощи со следующего года как оператор бюджетных денег», — пояснил Биртанов.
В этой связи он предлагает, во-первых, выработать дополнительные стимулы для самозанятого населения в ОСМС.
Во-вторых, чтобы не создавать дополнительную нагрузку для работодателей, снизить другие налоги, чтобы «средства продолжали поступать, но для конкретно каждого бизнесмена это не было нагрузкой». Так, если в 2017 году минздрав собирает по 1% от зарплаты сотрудников, то в 2018 году планирует собирать уже 1,5%. На эти же суммы Елжан Биртанов предлагает снизить социальный налог. В проекте Налогового кодекса это предусмотрено.
Кроме того, ведомством ведется работа над перечнем медпомощи в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и ОСМС и по совершенствованию тарифной политики.
Вице-министр здравоохранения Лязат Актаева считает, что Казахстан и далее будет неизбежно сталкиваться с проблемой финансового обеспечения постоянно растущей потребности в медицинской помощи, которая обусловлена ростом численности населения, особенно детей и граждан старше 60-ти лет, которые являются наиболее активными потребителями медицинских услуг. В этой ситуации внедрение ОСМС, по ее мнению, позволит привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, сдерживать рост бюджетных расходов, а также снизить «карманные» платежи населения через механизм страхования финансовых рисков в связи с болезнями.
При этом она напомнила, что основной причиной внедрения ОСМС явился рост затрат на здравоохранение из-за роста рождаемости на 10%, снижении смертности на 27%, увеличении продолжительности жизни до 72 года, роста неинфекционных заболеваний, а также инфляции и, как следствие, удорожания стоимости нового оборудования и лекарств.
«Несмотря на более чем 4-кратный рост номинальных расходов на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с 209 млрд тенге в 2006 году до 884 млрд тенге в 2016 году, уровень этих расходов по отношению к ВВП имеет негативную тенденцию снижения с 2,6% в 2009 году до 1,9% в 2016 году. Как следствие, сегодня дефицит финансирования ГОБМП составляет порядка 541 млрд тенге или 38% от потребности», — отметила Л. Актаева.
В частности, на 61 млрд тенге недофинансирована стационарная медицинская помощь, на 51 млрд. тенге – консультативно-диагностические услуги, на 41,9 млрд. тенге — амбулаторное лекарственное обеспечение, на 37 млрд. тенге – онкологическая служба. При этом для качественных изменений необходимо дополнительно 316 млрд. тенге на цели обновления основных средств и повышения социального уровня медицинских работников.
В результате, население вынуждено платить за медицинские услуги, декларируемые как бесплатные. При этом доля «карманных» платежей населения в структуре общих затрат на здравоохранение увеличилась с 31% в 2011 году до 39% в 2015 году. Тогда как этот же показатель в странах Европы составляет 16,3%, а в странах ОЭСР — 19,6%.
Поддерживает позицию минздрава депутат Мажилиса Зауреш Аманжолова.
«Введение ОСМС – это нужно. Президент не говорил нам (отменить – Къ), он сказал изучить и внести свои предложения. Система здравоохранения сегодня готова перейти на соцмедстрахование… Целесообразно переходить на страховую медицину. Нам нужно отработать год. И все вопросы и проблемы, которые за это время выявятся, решить путем внесения изменений и дополнений в закон об ОСМС», — сказала она.
Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН