Инвестиции

Минэнерго опровергло утверждения Эйр-Астаны о кризисе с авиатопливом

"Единственный ремонт этой осенью коснется установок завода, ответственных за изготовление дизельного топлива", - Минэнерго

Вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов опроверг утверждения авиакомпании «AirAstana» о том, что после окончания посевной Шымкентский НПЗ, якобы, уйдет на капитальный ремонт и прекратит выпуск авиационного топлива на период этого ремонта. По словам представителя минэнерго, единственный ремонт этой осенью коснется установок завода, ответственных за изготовление дизельного топлива.

Напомним, 25 сентября, в первой половине дня авиакомпания «AirAstana » распространила пресс-релиз, в котором утверждала, что отечественному рынку авиаперевозок грозит дефицит авиакеросина после посевной, поскольку единственный его производитель в стране — Шымкентский НПЗ — после окончания посевной кампании (то есть уже в октябре) встает на ремонт. По информации авиакомпании, в текущем году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тысяч тонн. Из них лишь 241 тысяча тонн производится Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом, остальное поставляется из Российской Федерации.

И здесь, по утверждению, «AirAstana», отечественным авиаторам ничего не светит: совокупный среднемесячный объем экспорта российских компаний (авиатопливо в Казахстан экспортируют ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть») в 2017 году снизился до 15 тысяч тонн, что почти в три раза меньше прошлогоднего показателя.

«На октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так ПАО «Газпромнефть» уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года», — говорится в сообщении AirAstana. — Предстоящая остановка (Шымкентского — прим. авт.) НПЗ на ремонт еще более усугубляет кризисную ситуацию. Приостановка поставок топлива из РФ неизбежно приведет к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создаст угрозу функционирования транспортного авиасообщения из/в РК», — утверждают в компании.

Между тем, вечером того же дня — 25 сентября — в министерстве энергетики прошла пресс-конференция вице-министра этого ведомства Асета Магауова, который опроверг информацию о том, что Шымкентский завод встает нынешней осенью на ремонт — и временно прекращает в связи с этим производить авиатопливо. По его словам, все установки, касающиеся производства авиатоплива, на этом заводе уже прошли модернизацию — и срок их ремонта еще не подошел.

«От «AirAstana» были заявления, что на Шымкентском заводе будет капитальный ремонт…. Мы считаем, «AirAstana» перед тем, как такие громкие заявления делать, могли бы с нами проконсультироваться, тем более у нас очень прямой контакт. Любой проблемный вопрос мы с ними всегда обсуждаем. Никаких капремонтов, которые повлияют на остановку завода, не предполагается, — заявил Асет Магауов. — После того, как закончится посевная кампания, одна из установок будет на Шымкентском заводе модернизирована — установка гидроочистки дизельного топлива. Это никак не повлияет на объемы производства керосина, бензина. В рамках небольшой остановки будет ее модернизация проведена, и уже зимнее дизельное топливо также будет соответствовать стандартам К4, К5 (стандарты ЕАЭС, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5 — прим. авт.). Мы оцениваем ситуацию по рынку нефтепродуктов как благоприятную», — подчеркнул он.

Правда, при этом он признал, что производить больше авиакеросина и других видов топлива, чем это делается им сейчас, Шымкентский завод не в состоянии: если в сентябре это производство должно было переработать 390 тысяч тонн нефти, то по факту на нем было переработано 500 тысяч тонн.

«Аналогично октябрьскую загрузку мы увеличили с 380 тысяч до 490 тысяч тонн. Мы считаем, что с точки зрения загрузки наших заводов и технических возможностей мы все исчерпали», — заявил Асет Магауов. Однако при этом он скорректировал цифры, называемые «AirAstana» — во-первых, по его данным, Шымкентский завод в прошлом году произвел 260 тысяч тонн, а не 241 тысячу тонну авиакеросина. Во-вторых, ожидавшуюся потребность всех авиакомпаний по нынешнему году вице-министр оценил в 700 тысяч, а не в 800 тысяч тонн. Ну, и в-третьих, эта цифра была им тут же откорректирована еще раз: по его словам, ажиотажный спрос на авиакеросин ожидался в связи с проведением ЭКСПО в Астане, а теперь, по прошествии 8 месяцев года, в минэнерго считают, что «такого ажиотажного спроса нет у нас и объем потребления мы оцениваем по году где-то в 550-600 тысяч тонн максимум».

Более того, вице-министр энергетики считает, что казахстанским авиакомпаниям и аэропортам пора перестать надеяться на его ведомство как на главного переговорщика с россиянами — и проводить эти переговоры самостоятельно.

«В августе из-за некоторых вопросов Российской Федерации объем импорта упал, но мы с коллегами из России на постоянном контакте, и «AirAstana» при нашей поддержке смогла заключить некоторые контракты с предприятием «Роснефть»: порядка восьми тысяч тонн законтрактованы, сейчас продолжается работа, чтобы они дополнительно на четыре тысячи тонн, — утверждает Асет Магауов. — Хотелось бы, чтобы наши крупные аэропорты, «AirAstana» и другие крупные авиакомпании сами занимали гораздо более активную позицию по обеспечению импорта. Мы как министерство можем обеспечить производство, подкорректировать графики загрузки НПЗ, но вопросы поиска и контрактации объемов, которые импортируются из России — это, прежде всего, задача самих авиакомпаний и аэропортов», — заключил он.