Нацбанк: Китайские инвесторы интересуются банковским сектором Казахстана

Опубликовано
Олег Смоляков рассказал «Къ» о том, как китайские инвесторы проявляют интерес к банковскому сектору Казахстана

Сегодня в РК работает два китайских банка – это АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» и АО ДБ «Торгово-промышленный банк Китая в Алматы». Обе структуры предоставляют своим клиентам интернет-банкинг, кредитные и депозитные услуги, осуществляют денежные переводы, международные расчеты, аккредитивы. Выдают гарантии, выпускают и обслуживают платежные карты. По словам зампреда НБ РК Олега Смолякова китайские банки работают в узком сегменте, концентрируясь на обслуживании китайских компаний.

«При этом, китайский капитал интересуется нашим рыком. В настоящее время финансовые организации Поднебесной занимают нишу в узком сегменте: они обслуживают предприятия своих соотечественников, население, квазигосударственные компании. Мы видим, что у них есть интерес к розничному бизнесу в Казахстане. В ходе дискуссий, которые у нас постоянно идут они, конечно, интересовались открытием филиалов, они движутся сюда именно как дочерние банки», — поделился информацией Смоляков.

Даже после вступления в силу требований ВТО по приходу в Казахстан иностранных банков нашу страну не ожидает засилье иностранного капитала.

«После открытия рынка иностранные банки не получат у нас безусловный вход. В частности, у нас установлены минимальные требования 20 миллиардов долларов – это критерий для головного банка. Плюс банки не смогут работать в нашей стране во всех сегментах. Минимальный депозит, который смогут принимать иностранные финансовые организации это 120 тысяч долларов. Таким образом, они будут занимать премиальный сегмент и в рознице не смогут конкурировать с местными БВУ», — прокомментировал ситуацию зампред регулятора.

При этом, по его словам, у казахстанских банков есть конкуренты и в близлежащем зарубежье.

«Сейчас мы готовимся к ЕАЭС, вы знаете, к 2025 году есть планы по созданию единого финансового рынка, то есть банки Беларуси и России смогут работать здесь через филиалы.

Надо понимать, что мир становится открытым и мы все работаем на общем рынке. Когда мы говорим про технологическое развитие финансового сектора мы говорим про онлайн доступ к услугам и учитывая, что у нас либеральное валютное законодательство, уже сейчас можно легко работать с западными компаниями, так как есть онлайн-кредитование, альтернативный банкинг», — подчеркнул заместитель председателя правления Национального банка Казахстана.

Также он проинформировал, что процессы консолидации и объединения в банковском секторе страны происходят с разной скоростью: «Есть несколько инициатив — АО «Capital Bank Kazakhstan» заявил о намерении приобрети простые акции АО «Tengri Bank», финансовый холдинг «Цесна» приобрел голосующие акции АО «Банк Центр Кредит». В конце мая АО «Bank RBK» и АО «Qazaq Banki» об объединении. От этих проектов никто не отказывался, но надо понимать, что какие-то модели легче слить одномоментно, а какие-то требуют дополнительных усилий. Возможно, балансы банков требуют "очистки" или изменения структуры собственности, качества активов. Все заявленные объединения находятся в процессе, но с разной скоростью. Обычно от 9 месяцев до года может происходить оценка. Потом идет процесс договоренностей, кто и по какой цене свои акции передает».

Регулятор не вмешивается во внутренние процессы БВУ.

«Если какие-то институты решат для себя, что им на какое-то время необходимо приостановить слияние или отменить его — это тоже разумно. Мы как регулятор не хотим из двух маленьких проблем получить одну большую. Поэтому, если акционеры посчитают, что финансовая модель каждого банка более эффективная, чем общая, мы не будем влиять на этот процесс.
При этом мы считаем, что необходимо укрупнение в банковской системе Казахстана, потому, что у нас появляются новые крупные игроки», — заключил Олег Смоляков.

Читайте также